В этом году отмечается 140 лет со дня рождения выдающегося английского художника Эдмунда Дьюлака. Когда-то он был популярен в России, да и сейчас возвращается к нам в виде переизданий проиллюстрированных им книг. Дьюлак очень современен, отсюда большие тиражи переизданий книг, проиллюстрированных им в разные годы.
Эдмунд Дьюлак (1882 – 1953) по праву считается одним из крупнейших почтовых дизайнеров ХХ века. Он создавал марки Англии и Франции, которые признаны шедеврами мирового почтового дизайна.
В этом году отмечается 140-летие со дня рождения художника, а в будущем году исполнится 70 лет со дня его смерти. Упомянем и ещё один юбилей. Очень скоро будет отмечаться столетие знаменитой выставки «Декоративное искусство», которая была организована в Париже в 1925 году.
Это дает коллекционерам повод вспомнить особенности стиля Ар деко, который пока не очень хорошо известен в нашей стране. Интересующий нас в рамках данной статьи художник был представителем стиля модерн в области книжной иллюстрации и представителем стиля Ар-деко в сфере почтовой графики.
При рождении художник получил имя Эдмон Дюлак. Уже в зрелом возрасте он ощутил, что культура Великобритании ближе его сердцу, чем французская культура. Эта метаморфоза художника до конца не исследована. Что не устраивало его в родной Франции? Разве нельзя быть англоманом, не переезжая в Туманный Альбион?
У Дюлака всё это было очень серьезным. Он вдруг неожиданно ощутил себя англичанином. Причем это ощущение было столь сильным, что его следствием был переезд в Англию и карьера в изобразительном искусстве именно в качестве английского художника.
Наследие Дьюлака в области почтовой графики не очень велико, но отличается высочайшим качеством. Художник известен как автор английских и французских марок.
Он тонко чувствовал особенности стандартной марки, специфику природы знака почтовой оплаты, который должен быть представителем своей страны в зарубежных странах. Марки, созданные Дьюлаком, отличает тонкость рисунка, чеканность профилей монархов и изящество декоративных рамок.
Стандартная марка Франции, созданная Дьюлаком, называется в филателии Марианна Лондонская или Марианна Дьюлака. Чеканный рисунок и изящная рамка делают эту марку шедевром. Не случайно Дьюлака считают одним из крупнейших мастеров почтового дизайна ХХ века.
А теперь обратимся к маркам Великобритании. Создавая портреты монархов, Дьюлак прибегает к светотеневой лепке, однако при этом умело сочетает портреты с декоративно-орнаментальными элементами.
Марка с профильным портретом короля Георга является одной из самых удачных миниатюр в истории почтового дизайна Англии. Этот портрет существует во многих цветах, известны и многочисленные надпечатки на этих марках.
Недавно скончалась королева Англии Елизавета Вторая. Мы не случайно упоминаем на этих страницах о том, что королева ушла из жизни в год 140-летия Дьюлака. Ведь именно Дьюлак создавал коронационные марки, посвященные Елизавете, а затем и стандартные марки Великобритании, вышедшие в её правление. И это было очень ответственное задание.
Жаль, что на марках нет книжных иллюстраций, созданных художником (правда, существуют многочисленные открытки). В разные годы он работал в стилях Ар нуво и Ар деко и добился успеха при работе в обоих стилях. Его можно считать и мастером модерна и классиком искусства двадцатых годов.
Обычно рядом с Дьюлаком называют его талантливых современников Артура Рэкхема (1867 – 1939) и Кея Нильсена (1886 – 1957).
Иллюстрация Артура Рэкхема
Иллюстрация Кея Нильсена
Все являются иллюстраторами высочайшего класса, но из них троих только Рэкхему повезло в плане отражения его работ на марках (цветные композиции кего работы помещены на марках нескольких стран и это не считая марок с произведениями его подражателей). Хочется верить, что цветные композиции Дьюлака и Нильсена найдут отражение в маркоиздании европейских стран.
В чем скрыто особое обаяние дьюлаковского стиля? Это и прекрасное знание изображаемой эпохи (интерьер, костюм, ювелирные изделия) и виртуозная проработка анатомии человеческой фигуры и, наконец, особая атмосфера таинственности, в которую погружены действующие лица многих композиций. Добавим сюда ещё и безупречное чувство цвета.
Дьюлак быстро приобрел широкую популярность в Европе и США. Дорогие подарочные издания с золотым тиснением полюбились детям во многих странах. В России, в издательстве А.Ф.Девриена был издан сборник сказок Шарля Перро «Спящая красавица», который сегодня стал настоящей библиографической редкостью.
Интересно, что в издании были использованы оригинальные репродукции работ Дьюлака, напечатанные для подарочного издания, выпущенного издательской фирмой «Ходдер энд Стоутон».
Эти листы были завезены в Россию, а затем вброшюрованы в русскоязычный текст сказок Перро. Отметим, что в те годы совместные издания силами фирм двух стран тогда только зарождались, и А.Ф.Девриен может считаться одним из новаторов.
Есть и одна страница истории Европы, связанная с творчеством интересующего нас художника. В годы Второй мировой войны английские марки стали основой для чудовищного гитлеровского эксперимента по изданию пропагандистских марок и банкнот. Так появились пропагандистские фальшивки. В английские марки, созданные по рисункам Э.Дьюлака, был вмонтирован портрет Сталина и антисемитская надпись.
Заключенный Адольф Бургер оставил интересные воспоминания об этой операции, которые читаются как увлекательный военно-исторический роман. Он назвал свою книгу «Мастерская дьявола». По мотивам этой книги был поставлен известный фильм «Фальшивомонетчики». Воспоминания А.Бургера были переведены на русский язык и увидели свет на страницах журнала «Филателия СССР».
Ну а кто выгравировал портрет Сталина, который, конечно же, эстетически совсем не гармонировал с эстетикой Дьюлака, предполагающей чеканность и строгость изображения? Это был известный фальшивомонетчик Соломон Смолянов, уроженец Полтавы. Он виртуозно владел искусством гравюры на стали и, попав в концлагерь Заксенхаузен, был взят на заметку.
А вот что пишет немецкий автор Вальтер Хаген в книге «Фальшивомонетчики Третьего Рейха»: «Сионистскую звезду Гиммлер, видимо, любил в особенности, прибегая к ней снова и снова. На марке, посвященной серебряному юбилею короля Георга, вместо его профиля был изображен профиль Сталина с чисто еврейскими чертами. Вместо указания стоимости марки — «один пенс» — было написано: «Эта война является еврейской войной». В небольшом количестве были отпечатаны так называемые блоковые марки размерами 185х 275 мм. Синим цветом был изображен штемпель с надписью: «В память о первом дне вторжения». Текст был повторен и по-русски».
Автор неточен. Сталин был изображен отнюдь не в профиль, а анфас. И изображение, созданное С.Смоляновым, совсем не гармонирует с чеканным изображением Георга, выбивается из стилевых рамок. Смолянову не хватило мастерства и достичь гармонии стиля не удалось. Да и о какой гармонии может идти речь, если акция совершалась нацистcкими преступниками?
Эти фальшивки напоминают нам о том, что военные преступники, организовавшие Холокост, шли на самые разнообразные ухищрения. Фильм австрийского режиссера Штефана Рузовицки «Фальшивомонетчики» (2007), которому исполнилось 15 лет, рассказывает об этой операции.
Отвлечёмся от малоприятной фигуры фальсификатора Смолянова и упомянем об одном очень интересном событии в жизни Э.Дьюлака.
Мы имеем в виду его сотрудничество со студией Уолта Диснея. Принято считать, что иллюстрации Дьюлака к сказкам Шарля Перро были использованы при создании некоторых знаменитых мультфильмов. На первый взгляд это может показаться маловероятным, ведь Дьюлак так любил мелкие детали.
Итак, с именем художника Эдмунда Дьюлака связано много интересных фактов. К сожалению, в специальной филателистической литературе эти сведения пока не обобщены. Позволим себе высказать пожелание, чтобы появилась биография художника на русском языке, и, конечно, с главой о влиянии Дьюлака на русское искусство. Такая книга могла бы быть изящным подарочным изданием.
Дьюлак полюбился читателям и любителям изящных изданий. А марки, созданные им, смотрятся так современно, что даже не верится, что со дня рождения их создателя исполняется 140 лет.
А в 2023 году может быть отмечено 70-летие со дня его смерти. Художник заслуживает этого, и хочется верить, что новые встречи наших филателистов с запоминающимся творчеством Дьюлака ещё впереди.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)