Найти в Дзене

«Идеальный музей» братьев Морозовых

В ГМИИ им. А. С. Пушкина 30 октября закончилась выставка «Брат Иван. Коллекция Михаила и Ивана Морозовых». И мне, можно сказать, удалось заскочить в последний вагон уходящего поезда.

Безумно интересно!!! Но даже 2,5 часов недостаточно для полноценного осмотра, ведь так хочется подольше задержаться у большинства картин.

Решила поделиться своими впечатлениями от выставки и любопытными фактами, связанными с коллекциями братьев Морозовых и ними самими.

ГМИИ им. А. С. Пушкина
ГМИИ им. А. С. Пушкина

Выставка «Брат Иван. Коллекция Михаила и Ивана Морозовых». ГМИИ им. А. С. Пушкина

Потомственные фабриканты и меценаты братья Морозовы собрали уникальную коллекцию шедевров русской и французской живописи конца 19-го - начала 20 века.

Старший брат Михаил Абрамович Морозов не очень интересовался семейным бизнесом, был заядлый театрал и увлекался живописью, дружил с художниками. Он скупал всё, что ему нравилось. Славился необузданным темпераментом и большой эмоциональностью. И, частично из-за этого очень рано умер, в 33 года.

Серов В.А. Портрет М. А. Морозова, 1902
Серов В.А. Портрет М. А. Морозова, 1902

Брат Иван был моложе всего на 1 год, и смерть брата его потрясла. Поэтому он решил продолжить его дело – коллекционирование живописи. До этого Иван был больше поглощен работой на семейной мануфактуре. Его подход при выборе и покупке полотен был более спокойный и рассудительный. Он мечтал создать идеальную экспозицию: приобретая картины, Иван Морозов сразу представлял, как они будут сочетаться друг с другом.

Константин Коровин. Портрет Ивана Морозова, 1903
Константин Коровин. Портрет Ивана Морозова, 1903

Вот и Пушкинский музей постарался создать такой образ идеального музея.

Для выставки были собраны картины, принадлежавшие Ивану и Михаилу Морозовым, из Третьяковской галереи, из Эрмитажа и из ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Благодаря двум братьям-коллекционерам эти прекрасные произведения искусства нашли своё место в российских музеях. Надо сказать, что после смерти Михаила его супруга Маргарита передала почти всю коллекцию мужа (60 картин) Третьяковской галерее, а оставшиеся у неё 23 произведения были изъяты и переданы государству в 1918 году.

Бодаревский Н. К., Портрет Маргариты Кирилловны Морозовой, 1897
Бодаревский Н. К., Портрет Маргариты Кирилловны Морозовой, 1897

А Иван после того, как его дом и все картины национализировали, некоторое время даже сам водил экскурсии и рассказывал посетителям о своих любимых художниках. Но в 1919 году, опасаясь за свою семью, он уехал из России, а в 1921 году умер. Ему было 49 лет, как говорят некоторые искусствоведы, не смог пережить разлуки со своей коллекцией.

Роден, Ева
Роден, Ева

Два зала выставки посвящены собранию Михаила. Здесь произведения русских и французских художников расположены рядом: Васнецов и Бенуа, Коровин и Коро, Серов и Дени, Левитан и Боннар, Виноградов и Каррьер, Головин и Бенар.

Левитан И. И., Свежий ветер. Волга, 1895
Левитан И. И., Свежий ветер. Волга, 1895

Соревнуясь с другим известным коллекционером Сергеем Щукиным, Михаил Морозов первым привозит в Россию произведения Гогена (Пейзаж с двумя козами), Мане (Кабачок), ван Гога (Море в Сент-Мари), единственную для России картину Мунка (Белая ночь. Осгардстран).

Эдуард Мане, Кабачок, 1878-1879
Эдуард Мане, Кабачок, 1878-1879
Винсент ван Гог, Море в Сент-Мари, 1888
Винсент ван Гог, Море в Сент-Мари, 1888
Эдвард Мунк, Белая ночь. Осгардстран (Девушки на мосту), 1902-1903
Эдвард Мунк, Белая ночь. Осгардстран (Девушки на мосту), 1902-1903

Одним из первых он открывает для страны импрессионистов: Ренуара (Портрет актрисы Жанны Самари) и Моне (Поле маков).

Пьер Огюст Ренуар, Портрет актрисы Жанны Самари, 1878
Пьер Огюст Ренуар, Портрет актрисы Жанны Самари, 1878
Клод Моне, Поле маков, около 1890
Клод Моне, Поле маков, около 1890

Михаила Морозова называли самым смелым коллекционером на рубеже 19-20 века.

Интересно.

В коллекции Михаила Морозова есть ещё одна картина Гогена, но её не привезли из Эрмитажа из-за её хрупкости. Эти картины Михаил купил после уговоров его друга художника Сергея Виноградова, который по воспоминаниям «учуял, что это подлинное искусство». Необычные полотна продавались за гроши.

/Когда вижу картины Гогена всегда вспоминаю роман Сомерсета Моэма «Луна и грош». У кого такая же ассоциация?/

Поль Гоген, Пейзаж с двумя козами, 1897
Поль Гоген, Пейзаж с двумя козами, 1897

Одним из учителей живописи братьев Морозовых был художник Константин Коровин. И именно его работы - «Парижский бульвар» и «Северная идиллия» - положили начало коллекции Михаила.

Коровин К. А., Северная идиллия, 1886
Коровин К. А., Северная идиллия, 1886

Мама братьев, Варвара Алексеевна Морозова, занималась благотворительностью, заботилась улучшением бытовых условий жизни своих рабочих. А руководствуясь правилом «тратить на то, что помогает лечить и учить», она финансировала строительство городских больниц и школ.

Маковский К. Е., Портрет Варвары Алексеевны Морозовой, 1884
Маковский К. Е., Портрет Варвары Алексеевны Морозовой, 1884

Много Варвара Алексеевна сделала и для того, чтобы привить своим детям любовь к прекрасному. Помимо уроков рисования она держала литературный салон, который регулярно посещали Александр Блок, Владимир Соловьёв, Андрей Белый и Валерий Брюсов.

Интересно.

У братьев Морозовых был ещё и младший брат Арсений, который построил особняк на Воздвиженке. Сейчас это Дом приемов Правительства Российской Федерации.

Особняк на Воздвиженке
Особняк на Воздвиженке

Первыми приобретениями Ивана Морозова стали картины французских художников-импрессионистов, которые ему помогали выбирать его друзья, Валентин Серов, Сергей Виноградов и учитель Константин Коровин.

Виноградов С. А., Цветник, 1906
Виноградов С. А., Цветник, 1906

Это были пейзажи Сислея и Писсарро, выполненные в сдержанных тонах, почему они и проигрывали картинам русских художников-приятелей.

Камиль Писсарро, Вспаханная земля, 1874
Камиль Писсарро, Вспаханная земля, 1874
Альфред Сислей. Опушка леса в Фонтенбло, 1885
Альфред Сислей. Опушка леса в Фонтенбло, 1885
Альфред Сислей. Сад Ошеде. Монжерон, 1881
Альфред Сислей. Сад Ошеде. Монжерон, 1881

Но вскоре Иван Морозов становится не только большим любителем, но и знатоком импрессионизма и перестает нуждаться в консультациях.

Игорь Грабарь, который тоже консультировал Ивана Морозова, в своих мемуарах напишет: «Он начал скромно, покупая сначала «смирные» вещи и постепенно переходя к более решительным новаторам».

Интересно.

Иван Морозов наперекор нормам общества женился на своей тайной возлюбленной, певице-хористке из ресторана «Яр» Досе Кладовщиковой, в 1907 году. Правда, к тому времени у них уже была дочь. Жили они очень счастливо, а от осуждений Иван отгородился стенами своего особняка. Возможно, и этим объясняется то, что его коллекцию удавалось увидеть немногим счастливчикам.

Серов В. А., Портрет Евдокии Сергеевны Морозовой, 1907
Серов В. А., Портрет Евдокии Сергеевны Морозовой, 1907

Несмотря на то, что Иван был страстным коллекционером, к приобретению картин он подходил с холодным рассудком: не покупал всё подряд, а всегда точно знал, какая именно картина ему нужна, создавая свой «идеальный музей». Его ответственность подчеркивает тот факт, что он через своих парижских арт-дилеров узнавал точные годы, имена, подробности биографии и названия, приобретаемых произведений. Он сохраняет и эту переписку, и все финансовые документы, расписки и квитанции на каждую покупку.

-21
-22

Благодаря такому подходу при коллекционировании и тому, что после национализации его картин, Иван передаст Борису Терновцу свои секреты и расскажет, как должны быть развешены картины, организаторам выставки удалось воссоздать «тот идеальный музей, который Иван Морозов строил по кирпичику».

В экспозицию вошли и личные книги Ивана и его жены, и счета, выставленные французскими продавцами картин и подписанные Морозовым.

-23
-24

Иван щедро платил и часто покупал работы оптом. Во Франции о нем говорили: «Морозов — это тот, который не торгуется».

Считалось, что лучшее собрание импрессионистов того времени у него в коллекции, из-за чего в Европе на упреки в скудности их коллекций, отвечали: «Все потому, что самое лучшее в Москве у Морозова».

И теперь на выставке мы смогли увидеть эти замечательные картины так, как их увидел и подобрал Иван Абрамович Морозов.

Пьер Огюст Ренуар, Голова женщины, около 1876; Коровин К.А., Портрет хористки, 1887
Пьер Огюст Ренуар, Голова женщины, около 1876; Коровин К.А., Портрет хористки, 1887

Несколько прекрасных полотен Ренуара, в том числе и хорошо знакомые «Девушка с веером» (1880), камерный «Портрет актрисы Жанны Самари» (1877) и «Ребенок с кнутиком» (1885).

Пьер Огюст Ренуар, Портрет актрисы Жанны Самари,1877
Пьер Огюст Ренуар, Портрет актрисы Жанны Самари,1877
Пьер Огюст  Ренуар, «Ребенок с кнутиком», 1885
Пьер Огюст Ренуар, «Ребенок с кнутиком», 1885

В зале Клода Моне центральное место занимают два больших декоративных панно «Берег пруда в Монжероне» (1876) и «Уголок сада в Монжероне» (1877), написанные по заказу финансиста Эрнеста Ошеде для его замка в Монжероне. Ошеде был разорен и его картины были спустя 30 лет вновь объединены Иваном Морозовым.

Клод Моне, «Берег пруда в Монжероне», 1876 и «Уголок сада в Монжероне», 1877
Клод Моне, «Берег пруда в Монжероне», 1876 и «Уголок сада в Монжероне», 1877

Современники называли коллекцию картин Моне у Морозова «законченный музей».

Меня произведения Клода Моне действительно впечатляют (ведь (впечатление – по фр. Импрессионэ).

Из постимпрессионистов, картины которых Иван Морозов начал приобретать после импрессионистов, он особенно любил Поля Сезанна и купил 18 полотен за 7 лет. В своем «музее» Иван собрал произведения любимого художника всех творческих периодов - от ранней «Сцены в интерьере» до «Голубого пейзажа», созданного художником в конце жизни.

Это и пейзажи, и портреты, и натюрморты, любимым из которых был «Персики и груши». Персики можно увидеть и на картине «Курильщик» за локтем мужчины.

Поль Сезанн, Персики и груши,1890-1894
Поль Сезанн, Персики и груши,1890-1894
Поль Сезанн, Курильщик, 1890–1892
Поль Сезанн, Курильщик, 1890–1892

Легендарный торговец картинами Амбруаз Воллар вспоминал, что Иван Морозов приходил в его галерею со словами «Я хочу видеть очень хорошего Сезанна» и всегда находил желаемое.

Интересно.

В комнате, где у Ивана Морозова были красиво развешаны картины Сезанна, долгое время одно место пустовало. Коллекционер объяснял, что хочет купить сюда «голубого» Сезанна из позднего периода творчества художника, когда его палитра становится очень холодной и прозрачной, невероятной красоты. Иван четко представлял, что туда хочет повесить и терпеливо дожидался. Желанное полотно он нашел на выставке, организованной после смерти художника.

Поль Сезанн, Голубой пейзаж, Около 1904–1906
Поль Сезанн, Голубой пейзаж, Около 1904–1906

Пьеру Боннару Иван Морозов заказал оформить вестибюль своего особняка на Пречистенке. Сначала в 1910 году художник создал триптих «У Средиземного моря», который очень понравился коллекционеру, и в результате он сделал новый заказ: для оформления боковых стен Боннар пишет два монументальных панно – «Осенью. Сбор фруктов» и «Ранней весной в деревне» (1912).

Пьера Боннара называли последним импрессионистом. Помимо панно в коллекцию Ивана вошли ещё 9 картин этого художника.

Пьер Боннар, Триптих «У Средиземного моря», 1910
Пьер Боннар, Триптих «У Средиземного моря», 1910

А в 1914 году на парадную лестницу своего вестибюля Иван Морозов поставил скульптуры С.Т. Конёнкова в ответ на упреки, что он слишком много внимания уделяет французским мастерам.

-33

Среди работ постимпрессионистов в коллекции Ивана Морозова мы видим необычную по цвету картину Винсента ван Гога, которую он написал психиатрической лечебнице Сен-Реми, изобразив себя в рыжеволосом заключенном, движущемся по кругу внутри кирпичных стен.

Винсент ван Гог, Прогулка заключенных, 1890
Винсент ван Гог, Прогулка заключенных, 1890

Зал Поля Гогена, состоящий из 11 полотен, - просто потрясающий. Организаторы выставки назвали его «Медитация и экзотика». Видно с какой тщательностью коллекционер подбирал каждую картину, чтобы отразить творческие искания необычного художника.

А меня вновь не покидали образы из романа С. Моэма, представлялось прощание художника с родиной («Кафе в Арле»,1888, «Цветы Франции», 1891), его поиски смыслов и жизнь на Таити («Женщина, держащая плод» 1893, «Чудесный источник», 1894), его неординарная жизнь и такая же странная смерть.

Поль Гоген, «Кафе в Арле»,1888
Поль Гоген, «Кафе в Арле»,1888
Поль Гоген, «Женщина, держащая плод», 1893
Поль Гоген, «Женщина, держащая плод», 1893

Также из 11 произведений состояла и коллекция картин Анри Матисса. Заинтересовавшись творчеством этого художника позже С. Щукина, Иван Морозов решит его обогнать и в 1909 году закажет Матиссу сразу два натюрморта. Первый «Фрукты и бронза» будет очень напоминать картину из коллекции Щукина, а на втором - «Фрукты. Цветы. Панно «Танец» - мы можем разглядеть на стене то самое панно, которое художник писал в это время для Щукина.

Анри Матисс, «Фрукты и бронза», 1909
Анри Матисс, «Фрукты и бронза», 1909
Анри Матисс, «Фрукты. Цветы. Панно «Танец», 1909
Анри Матисс, «Фрукты. Цветы. Панно «Танец», 1909

Интересен и «Марокканский триптих» с его холодными, будто выгоревшими тонами. Примечательно, что Иван Морозов подбирает к «такому Матиссу» работы в голубых тонах и других художников (Мартирос Сарьян и Павел Кузнецов).

Анри Матисс, «Марокканский триптих», 1912
Анри Матисс, «Марокканский триптих», 1912

Интересно.

Чтобы закрепить свой успех в негласном споре с Щукиным Иван Морозов заказывает Валентину Серову свой портрет на фоне натюрморта французского художника.

Серов В. А., Портрет Ивана Морозова, 1910
Серов В. А., Портрет Ивана Морозова, 1910

Нельзя оставить без внимания и работы Пикассо из «музея Ивана Морозова». Первой стала случайно купленная картина «Арлекин и его подружка (странствующие гимнасты)», 1901. А вторая - шедевр так называемого аналитического кубизма - «Портрет Амбруаза Воллара», 1910. Эту картину Иван приобрел из личной симпатии к Воллару, у которого он покупал большинство своих картин.

Пабло Пикассо, «Арлекин и его подружка (странствующие гимнасты)», 1901
Пабло Пикассо, «Арлекин и его подружка (странствующие гимнасты)», 1901
Пабло Пикассо, «Портрет Амбруаза Воллара», 1910
Пабло Пикассо, «Портрет Амбруаза Воллара», 1910

Эпилог выставки – ещё одно полотно Пабло Пикассо – последняя иностранная картина, купленная Иваном Морозовым перед началом войны в конце 1913 года – знаменитая потрясающая «Девочка на шаре», 1905. Она относится к «розовому периоду» живописца, который уже тогда ценился очень высоко.

Пабло Пикассо, «Девочка на шаре», 1905
Пабло Пикассо, «Девочка на шаре», 1905

На выставке её поместили в небольшом завершающем зале, поэтому она смотрится такой огромной точкой знакомства с удивительной коллекцией двух братьев.

P.S. Конечно, это далеко не все произведения и художники, которые были представлены на восхитительной выставке в Пушкинском.