Предмет #3. Деревянная Хлебница из Карелии
1. Что это за предмет и какого назначения понятно.
2. Другое дело - откуда она сюда пришла:
КАССР - Карельская Автономная Сове́тская Социалисти́ческая Респу́блика
- автономная республика в составе РСФСР, существовавшая с 5 декабря 1936 года по 31 марта 1940 и с 16 июля 1956 по 13 ноября 1991 года.
Надво́ицы - посёлок городского типа в Сегежском районе нынешней Карелии на территории РФ. Первое его упоминание сводится к 1620 году.
Крошечный, на полуострове, где слышен шум (вой) водопада Во́ицкий падун, в окружении стоянок древнего человека каменного века.
Вот в таком месте в августе 1990 года какой-то безымянный мастер в безымянной (для меня) мастерской создал эту вещицу. Мастерская безымянная, потому как кроме Надвоицкого Алюминиевого Завода, действующего и по сей день я артелей, мастерских и производств не нашла. Даже хоть какого-то ближайшего упоминания.
На родной "этикетке" стоит треугольный штамп/логотип, но в общем справочнике я даже похожего не увидела. В сети по этому населенному пункту, в том числе и сам Петрозаводск информации о резных мастерских производствах нет.
3. Что касается общего вида и материала предмета
Ну понятно, что она деревянная.
Скажу сразу - о самом дереве ни слова, но скажу по опыту, что такие предметы изготавливают из лиственных пород. Точно не хвойных, т.к. даже при обработке запах и смолы до конца не убираются.
Дно, задняя стенка и боковые крепления - тонкая фанера.
Про орнамент - прямая что ни есть карельская резьба с характерными солярными орнаментами и геометрическими узорами.
Сравнивала по книге В. М. ВИШНЕВСКАЯ "РЕЗЬБА И РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ МАСТЕРОВ КАРЕЛИИ", Петрозаводск, «КАРЕЛИЯ» 1981 год.
Крайне рекомендую даже просто для общего ознакомления (подойдёт и картинки полистать) и чуть-чуть окультуриться.
В ней собрано достаточно материала на эту тему и приведено много фотографий с описанием. Издание подготовлено при участии
Научно-исследовательского института художественной промышленности, Рецензент кандидат исторических наук А. П. КОСМЕНКО.
Да, в СССР к таким серьёзным изданиям и относились с соответствующим подходом. Сейчас хочется ударить по лицу издателей и авторов, которые тупо копируют всё из интернета, даже не углубляясь в суть того, о чём они вообще излагают. Постоянно сталкиваюсь с этим по роду своей профессии и регулярно пользуюсь источниками "того времени".
Хоть я и не родилась в СССР, не жила и не работала, но научно-исследовательская база заслуживает самое малое
- низкого уважительного поклона!
Сейчас найти достойную литературу по узкому профилю, особенно этническому и ремесленному - мне кажется невозможно...
4. Что дальше?
А дальше она будет выставлена на интернет-площадках для реализации.
Я повторюсь, что не собираю у себя предметы, если только не намерена ими в серьёз регулярно пользоваться. Знаю, что на одном популярном портале "мастеров", некоторые не очень совестливые приобретают подобные изделия "с рук", перекрашивают, "подгоняют под современный вид" и реализуют как свою собственную "ручную работу". У меня такой цели нет, равно как и времени над ней "колдовать". Даже, честно говоря - рука не поднимется, т.к. она всё же несёт какую-никакую информационную и эстетическую составляющую. Упростить её до модного "прованса" и покрасить в "типичный молочно-белый", всё равно что бабушку в костромском платке обуть в латексные сапоги-чулки...
Если кому приглянулась "деревяшка", пишите вон там, внизу.
Буду рада ознакомиться с общим мнением в комментариях!
До свзи.