Евге́ния Соломо́новна Хаю́тина — советский издательский работник.В 1930-е годы — официально — заместитель главного редактора, а де-факто — главный редактор журнала «СССР на стройке» . Хозяйка литературного салона, который посещали известные писатели, а также видные сценические и кинематографические деятели.
Родилась Евгения в Гомеле. Первым её мужем был обычный слесарь, которого она довольно быстро бросила, потому что на горизонте появился Алексей Галдун, работавший директором издательства в Москве. Евгения в это время трудилась в Одессе в редакции малоизвестного журнала.Юная и обаятельная Хаютина, которая всю свою недолгую жизнь прожила под фамилией первого мужа, не была красавицей. Но что-то в ней присутствовало, что мужчинам очень нравилось. Галдун начал встречаться с Евгенией.Через некоторое время Гладуна выдвинули на дипломатическую работу. Хаютина уехала за границу вслед за мужем, работала все той же машинисткой в полпредстве СССР в Лондоне, а после в Берлине.
Однажды в столицу Германии приехал писатель Исаак Бабель, с которым у Хаютиной случился бурный роман.В бархатный сезон 1929 года, Евгения Хаютина отправилась отдыхать в один из сочинских санаториев. Там же проводил свой отпуск и Николай Ежов, который уже тогда занимал довольно высокие должности.
Ежов мгновенно увлекся новой знакомой.Евгения считала кавалера из Сочи «восходящей звездой» с большим будущим, поэтому она без раздумий рассталась с Гладуном и вышла замуж за Ежова. Евгения Хаютина оказалась, хоть и отчасти, но права: вскоре Николая Ежова назначили наркомом внутренних дел.
Сама же Хаютина превратилась из простой машинистки в редактора журнала «СССР на стройке». Кроме работы, Евгения увлекалась литературой и устраивала своеобразные вечера, на которых бывали известные поэты и писатели, в том числе любовник Хаютиной, Исаак Бабель.Именно в московской квартире и на даче Н.Ежова, теперь уже Евгения Соломоновна, начала устраивать т.н. литературные и музыкальные вечера «с раздеваниями», которые посещали известные писатели и видные деятели советско-еврейской культуры: И.Бабель, М.Кольцов, С.Эйзенштейн, Л.Утесов, редактор С.Урицкий. «Салон Ежовой» считался элитным, а сам нарком – покровителем искусств!
Частыми гостями на этих «посиделках у наркома»» были и другие представители советской номенклатуры, и следует заметить совсем этим, как бы даже, и не гнушались. Так сказать, слетались, как мотыльки на огонёк яркого костра, в порыве сексуального влечения к распущенной хозяйке. Среди них каким-то боком затесался и русский писатель М.Шолохов.А она... она женщина слабая, чувственная и увлекающая, поэтому кроме верного Бабеля через ее постель проходят такие знаменитые люди как Отто Шмидт, Михаил Кольцов, Леонид Соболев, Иван Катаев, председатель правления Госбанка Григорий Аркус и еще многие-многие иные. Ежов то ли не знал этого, то ли верил в "отмазки" Хаютиной, то ли его все устраивало, то ли у них договор такой был. Только раз он ее уличил — после связи с Михаилом Шолоховым, когда их свидание в отеле "Национал" зафиксировали и негласно запротоколировали работки Наркомата.
Она искала спасения там, где привыкла его находить: в мужских объятиях. Михаил Шолохов — автор нашумевшего «Тихого Дона», депутат Верховного Совета СССР, любимец Сталина — то самое «крепкое мужское плечо». Ещё в мае 1938 года психическое здоровье Евгении Ежовой ухудшилось настолько, что она была вынуждена оставить свой пост в журнале «СССР на стройке». Вместе с Зинаидой Гликиной, своей подругой, она поехала в Крым. Их отдых был прерван звонком Ежова, который приказал им срочно вернуться в Москву. Ежов поселил жену вместе с Зинаидой Гликиной на даче. 29 октября 1938 года с диагнозом «астено-депрессивное состояние» ( Евгения была помещена в санаторий им. Воровского для больных с тяжёлыми формами психоневрозов на окраине Москвы.
Однако не неурядицы в отношениях с мужем привели Евгению Ежову к трагическому концу. Осенью 1938 года один за другим были арестованы многие люди из её окружения, в том числе 15 ноября 1938 года — две её ближайшие подруги — Зинаида Гликина (1901—25.01.1940), сотрудница Иностранной комиссии Союза писателей (референт по США) и Зинаида Кориман (1899—25.01.1940), работавшая техническим редактором в журнале «СССР на стройке». Тогда она написала мужу и в ответ 8 ноября 1938 года получила снотворное, которым регулярно пользовалась уже некоторое время, а также безделушку. Через два дня после ареста своих подруг Евгения Соломоновна приняла снотворное, и ещё через два дня — 19 ноября 1938 года — не приходя в сознание, умерла по причине отравления психотропным веществом люминалом.
Похоронена на Донском кладбище Москвы. Муж на похоронах не присутствовал, он был расстрелян годом позже.