Когда проходишь мимо этого здания с детства, порой по нескольку раз в день, перестаёшь замечать его красоту. Однако, это настоящий памятник архитектуры, заслуживающий более внимательного взгляда, и, к тому же, обладающий своей интересной историей.
Перед нами здание, которое было надстроено в 1935-1938 гг. над магазинами Михаила Мозгунова и Константина Рыбакова и вобрало их объем в себя.
По проекту архитектора М. И. Федоряко, здания магазинов были объединены в одно, достроены дополнительные этажи, пересмотрена планировка и фасады. К тому же были сделаны ещё два четырёхэтажных пристроя – один (во внутреннем дворе) расширил существующий лестничный пролет и холл, во втором (пристроенном к восточному торцу) разместилась новая лестница, туалеты, комнаты. От первоначальных строений почти ничего не осталось, современный внешний вид является наследием уже первой трети XXвека. Подобное «наращивание этажей» в уже построенном здании - это довольно типичное явление для первой половины ХХ века.
В Нижнем Тагиле можно вспомнить также дом Андрея Ивановича Треухова - мы могли бы сказать, что рассматриваемый нами объект является всё же более удачным примером такого рода решений, однако это довольно спорный вопрос, ведь наследия XIX века мы в данном случае лишены.
Построенная на основе двух магазинов гостиница «Северный Урал» предназначалась для специалистов, приезжающих на строящиеся в Нижнем Тагиле предприятия - промышленные гиганты НТМЗ (НТМК) и УВЗ. Таковой – гостиницей она и была на протяжении почти 70 лет. Новый ХХI век внес свои коррективы, и здание было перепрофилировано: сейчас в нем размещены государственные и муниципальные учреждения.
Архитектура здания отражает тенденции периода его постройки: оно выполнено в переходном стиле от строгих форм конструктивизма к более помпезному сталинскому ампиру (так называемому постконструктивизму).
С одной стороны – строгие прямоугольные окна и две полосы сплошного остекления, захватывающие 3-й и 4-й этажи; подчеркнутый геометризм форм.
С другой стороны – величественные портики (части здания, образованные колоннами), они характерны, скорее, для ампира. Это касается и вазонов (декоративные элементы в форме ваз, здесь мы видим их на верандах).
Фасад первого этажа декорирован штукатуркой «под шубу» (обработка стены штукатурным набрызгом, создающая бессистемную мелкобугристую поверхность) с расшивкой крупным рустом (отделка в виде штучных облицовочных изделий с четко просматриваемым швом). Над портиком восточного фасада ранее была расположена надпись «Гостиница» - она видна на фотографии 60-х годов.
Чем интересно здание? Прежде всего, своей архитектурой. Много ли современных зданий строят с открытыми солнцу и воздуху лоджиями-эркерами? Отделывают многочисленными декоративными элементами – белоснежными колоннами, изящными полуротондами? Нет, это все уже «прошлый век». Но как скомпоновано – гармонично и функционально! Многие ли современные здания могут этим похвастаться?
Но дело не только в стиле постройки, оно – воплощенная, зримая история, свидетель происходивших событий, отпечаток чьих-то надежд.
Торопясь по главному городскому проспекту на работу, проезжая мимо на велосипеде или трамвае, застыв в ожидании зеленого сигнала светофора на перекрестке, взгляните на наш «Северный Урал» другими влюбленными глазами.
Никита Ахтямов, научный сотрудник отдела ОКН музея-заповедника «Горнозаводской Урал»