"Сомнение есть путь к истине: кто не сомневается — не видит, кто не видит — не понимает, кто не понимает — пребывает в слепоте и заблуждении", - Абу Хамид аль Газали
"Наши сомнения — предатели, заставляют нас лишаться многого, чего мы могли бы достичь, из-за страха попытаться это сделать". -
У. Шекспир
"Единственной преградой осуществлению наших планов на завтра могут быть наши сегодняшние сомнения". - Т. Рузвельт
Здравствуйте, уважаемые подписчики и читатели! Я уверена, что вы, читающие мои статьи, ни разу не усомнились в том, что я патриот нашей Родины. Не сомневаются даже мои хейтеры, которые называют меня за мои взгляды разными словами и прозвищами.
Некоторые мои знакомые, подписанные на мой канал, никогда не пишут комментариев, предпочитая позвонить, причём не в самый удобный для меня момент, и открыть дискуссию.
И вот, после сообщений о том, что генерал Суровикин принял решение об отводе войск на левый берег Днепра, началось что-то невообразимое.
Многие в дикой панике стали мне звонить, как будто бы я принимаю решения или имею данные о том, почему и как эти решения принимаются. Хор паникёров объединяла одна мысль: "Усё пропало, гипс сымають".
Надо сказать, что наезд был таким коллективным - телефон не умолкал, и таким крутым, что я, думающая всегда о себе как о сильном и уверенном в своих взглядах человеке,...дрогнула. Я почувствовала, как у меня в душе вдруг зашевелился червячок сомнения, паники и некоего страха.
Но я чётко знаю, если попустить этому червячку, то он вырастит в огромного дракона, который сожрёт тебя изнутри. да, у всех бывают минуты отчаяния, но им поддаваться нельзя.
И я взяла себя в руки, стала сама себе и им, телефонным паникёрам, говорить, что наше руководство просто так ничего не делает, и знает всё то, чего не знаем мы. Помните, как в "Собачьем сердце:" Это не от недоверия к нам, это так нужно".
Но мой мозг вдруг из каких-то глубин выкопал факты о позорно проигранной японцам войне 1904-1905 гг. Когда мы говорим об этой войне, то вспоминаем только Порт-Артур. Но она намного трагичнее.
С этим глубинным воспоминанием я пошла к своему мужу, военному, разбирающемуся в таких понятиях, как тактика и стратегия.
Он моментально разбил все мои зарождающиеся сомнения и привёл совершенно другой пример, позволяющий спокойно отнестись к складывающимся событиям и понять, почему они происходят.
Вот для всех сомневающихся, которые стенают в блогах и комментариях о проигранной войне и чуть ли не о завтрашнем захвате Крыма, не принимающим участия в СВО, но очень хорошо знающим, что и как правильно делать, я приведу два примера двух войн - один из моих мозговых глубин, паникёрский, такой же, как ваш, а другой - как эпизод стратегии нашего прославленного полководца. Ну, а вы, взрослые и образованные люди, сами сделаете выводы.
Итак, начнём с моих и ,наверное , не только моих панических, мыслей о войне 1905 года.
До сегодняшнего дня многих историков просто ставят в тупик причины поражения русской армии и мучает вопрос: "Как огромная Российская империя могла проиграть маленькой Японии?, тем более, что Николай II предвидел конфликт и заранее начал готовиться к нему. И не только в дипломатическом отношении, но и в военном.
Но большие пространства страны сыграли в этот раз против неё. Дальний Восток удалён от европейской части, а коммуникации были налажены плохо. Это - одна из причин.
Другая - это нерешительность царя и его окружения. Из истории мы знаем, что Николай Второй был вообще человек очень мягкий и нерешительный. Таковым, предполагаю, было и его окружение. Ведь была информация о том, что Япония не просто готовится к войне, а уже завершила подготовку и ждёт удобного случая напасть.
Российскими генералами было разработано несколько планов, но ни один не был осуществлён - самодержец не решался предпринимать активные действия. Почему? Всё просто: до последнего момента многие надеялись, что страх перед могуществом Российской империи удержит Японию от нападения. Как оказалось, мечты были бесплодными.
Ещё одним фактором можно назвать большое количество противников монархии и отсутствие понимания причин войны не только у солдат, но и у офицеров.
Николай II называл укрепление российского влияния на Дальнем Востоке главной задачей своего правления, но донести эту идею и убедить в её необходимости своих подданных, он не сумел.
Ещё я бы сказала - растерянность и нерешительность командования. Япония внезапно, без объявления войны, напала и совершенно беспрепятственно высадилась на Квантунский полуостров, отрезав железнодорожное сообщение с Порт-Артуром. Командование было в замешательстве и ничего сразу не предпринимало. А ведь все знали, что именно железные дороги были главным козырем в войне по мнению Николая.
Можно добавить малочисленность флота Российской империи. Несмотря на то, что в преддверии русско-японской войны русский флот обзавёлся новыми боевыми судами, этого всё равно было явно недостаточно. Японский флот был многочисленнее и мощнее, благодаря стараниям нашего извечного ненавистника - Великобритании.
А также, что немаловажно и совершенно непонятно - низкая численность армии. Несмотря на то, что в целом Российская империя могла выставить втрое больше солдат, чем японцы, на Дальнем Востоке численность военного контингента была невысока, около 150.000 человек. К тому же большая их часть была задействована в охране границ, так что для непосредственного ведения боевых действий было задействовано не более 60.000 человек.
Что ещё раз доказывает, что и император и его военачальники не понимали, или не хотели, правильно оценить обстановку, несмотря на то, что имели разведданные о подготовке Японии к войне.
Ну, и конечно, наличие "пятой колонны", то бишь дореволюционной интеллигенции. История имеет несколько интерпретаций одного события, но смысл один:
"Во время торжеств японцев в честь победы над Россией в Русско-японской войне 1904-1905 гг. японскому микадо вручили телеграмму, в которой русская интеллигенция поздравила Японию с победой. Прочитав телеграмму, микадо долго сидел, а потом произнёс:"Великий и несчастный русский народ". И приказал у всех на глазах сжечь эту телеграмму, как что-то омерзительное".
Да, Россия проиграла. Но, тем не мене, русская армия , как всегда, проявила свои лучшие качества и героизм. И даже в Портсмуском договоре ничего не сказано о победе японцев и о нашем проигрыше. Договор составлен так, что мы просто уступаем Японии некие территории и предоставляет некие права. Правда, от этого не становится менее грустно.
Но надо понимать, что Россия уже тогда неуклонно катилась к своему упадку и не имела сильного руководителя.
Некоторые обстоятельства напоминают ситуацию перед Отечественной войной 1941 года: и знали. и готовились, но надеялись, что не будет, и сразу растерялись.
Но в сегодняшних реалиях этого не происходит. Наш президент сказал, что мы научены историей и второй раз такого не допустим. Поэтому он и объявил 24 февраля СВО, поэтому наши ребята-герои и сражаются там за всех нас и за нашу Победу против всей Европы.
Что Украина? Не с ней воюем, она просто плацдарм и пушечное мясо. А воюем за свой суверенитет, свободу, веру и все наши ценности, которые складывались веками, и не дают покоя тем, на Западе.
Да, непросто, да не всегда нам нравится то, что там происходит, да, потери, да и "пятая колонна", но...но это война. И иногда надо отойти на один шаг назад, чтобы потом продвинуться на два вперёд.
И этому пример первой Отечественной войны 1812 года.
"...в том и состоит военное искусство, чтобы вовремя отступить без потери. Уступленный пост можно снова занять, а потеря людей невозвратима: нередко один человек дороже самого поста", - А. В. Суворов "Наука побеждать".
«Если я займу Киев, то этим я возьму Россию за ноги, если Петербург, то — за голову, а если Москву, то этим поражу Россию в сердце»., - Наполеон Бонапарт.
И, тем не менее, 13 сентября 1812 года на совете в Филях было принято решение Москву сдать. Почему?
А потому, что состоявшееся несколько дней тому назад Бородинское сражение, не принесло победы ни одной из сторон. Французы захватили флеши и батарею Раевского, но понесли очень большие потери, а оборона русской армии была ещё очень крепка.
Ожидалось продолжение боя на следующий день, но Кутузов уже ночью, созвал знаменитый совет в Филях. Решалось главное: дать бой или отступить, так как наши позиции были невыигрышные.
Но и самый важный вопрос: дать бой в Москве или оставить её. Голоса генералов разделились поровну: 5 - за бои в Москве и невозможность сдать её, тем самым подорвав боевой дух армии, и 4 - за то, чтобы сдать Москву, поскольку бои нанесут большой ущерб городу и французы смогут там рассредоточиться.
Решающее слово осталось за главнокомандующим армией Михаилом Кутузовым. Он высказался за отступление:
"Итак, господа, стало быть, мне платить за перебитые горшки. Господа, я слышал ваши мнения. Некоторые будут несогласны со мной. Но я властью, врученной мне государем и Отечеством, приказываю отступать".
Советский историк П.А. Жилин утверждает, что Кутузов закончил военный совет фразой: «С потерею Москвы еще не потеряна Россия <…> Но когда уничтожится армия, погибнут Москва и Россия. Приказываю отступать».
Армия приняла приказ без особого восторга, но выполнила его.
"Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!"
Тяжелое и непопулярное решение. Казалось, что всё потеряно и война проиграна. Наполеон с армией, практически в 600 тыс. штыков, с союзниками со всей Европы, пришёл в Россию и взял Москву.
Но уже в марте 1814 года русские войска под командованием генерала Николая Раевского торжественно вступили в Париж. А потом был и парад союзных войск, который лично принимал Император России Александр I. В одном строю вместе с нашими казаками и гренадерами прошли уже и прусские, и австрийские части.
"Русских мало было убить, нужно было ещё и повалить", - Фридрих II
Эти слова Фридрих сказал после Цорндорфского сражения 14(25) августа 1758 года.
В бою у Цорндорфа у русских войск потери составили около 17 тысяч, у прусских войск до 11 тысяч. В этом сражении был ранен Г. Г. Орлов.
Но даже в таком тяжёлом сражении русские солдаты показали столь удивительное упорство, что Фридрих изрек свои знаменитые слова.
И это всё доказывает, что русского солдата повалить невозможно, что несмотря ни на что: ни на временные отступления, ни на , казалось бы, некоторое поражения, победа будет за нами.
И мы должны им верить, а не паниковать, поддерживать и молиться. Верить, из уважения к их подвигам и мужеству. Они точно не подведут.
А мы пока, следуя завету Лао Дзы, будем спокойно сидеть на левом берегу реки и ждать, что скоро мимо нас проплывут трупы наших врагов. А они проплывут, можете не сомневаться и перестаньте паниковать, терпите и ждите Победы.
"Чужой земли мы не хотим ни пяди, Но и своей вершка не отдадим",
И в который уже раз мы увидим, как наше доблестное воинство докажет, что тому, кто пришёл нас повалить, наваляем мы.