Найти в Дзене
РосАккЛаб

Использование документов ILAC в аккредитованной лаборатории.

При аккредитации в национальной системе аккредитации в критериях аккредитации (Приказ МЭР от 26.10.2020 №707) установлены обязательные требования и нормативные документы, которым должны соответствовать аккредитованные лица. Но деятельность по аккредитации, осуществляемая Росаккредитацией, регулируется также соглашениями с международными организациями по аккредитации IAF и ILAC и соответствующими документами. Перечень обязательных документов представлен на сайте Росаккредитации https://fsa.gov.ru/infrastructure/mezhdunarodnoe-priznanie/dokumenty-iaf-ilac/ Аккредитованные лица зачастую не обращают внимания на эти требования по аккредитации, но дополнительные документы связаны с обязательными требованиями, поэтому необходимо ориентироваться на их положения, даже если они относятся к обязательным только для органа по аккредитации. Кроме того, дополнительные документы должны рассматриваться аккредитованными лицами в контексте требований обязательных к исполнению документов. Например в п. 5

При аккредитации в национальной системе аккредитации в критериях аккредитации (Приказ МЭР от 26.10.2020 №707) установлены обязательные требования и нормативные документы, которым должны соответствовать аккредитованные лица. Но деятельность по аккредитации, осуществляемая Росаккредитацией, регулируется также соглашениями с международными организациями по аккредитации IAF и ILAC и соответствующими документами. Перечень обязательных документов представлен на сайте Росаккредитации https://fsa.gov.ru/infrastructure/mezhdunarodnoe-priznanie/dokumenty-iaf-ilac/

Аккредитованные лица зачастую не обращают внимания на эти требования по аккредитации, но дополнительные документы связаны с обязательными требованиями, поэтому необходимо ориентироваться на их положения, даже если они относятся к обязательным только для органа по аккредитации. Кроме того, дополнительные документы должны рассматриваться аккредитованными лицами в контексте требований обязательных к исполнению документов. Например в п. 5.4. ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 говорится: «Лаборатория должна осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы соответствовать требованиям настоящего стандарта, своих заказчиков, регулирующих органов и организаций, обеспечивающих признание.». Следовательно требования и политики аккредитующих органов, являются обязательными к применению для испытательных и калибровочных лабораторий.

Важными документами являются политики ILAC, устанавливающие требования к испытательным и калибровочным лабораториям:

  1. ILAC-P 14:01/2013 "Политика ИЛАК в отношении неопределенности при калибровках"
  2. ILAC Р 9:06/2014 «Политика ILAC для участия в проверке квалификации».

Перевод первого документа был утвержден в РФ в качестве рекомендаций по стандартизации Р 50.1.108-2016. На основании этого документа были внесены изменения в форму области аккредитации для калибровочных лабораторий, которая в настоящее время установлена в Образце 10 Приложения 1 приказа Минэкономразвития от 16.08.2021 №496. Дополнительно следует обратить внимание на п. 6.3. по округлению неопределенности, в котором рекомендуется представлять неопределенность как минимум двумя значащими цифрами, что при согласовании с ПМГ 96-2009, который рекомендует использовать одну или две значащие цифры, приводит нас к необходимости всегда использовать две значащих цифры в значении неопределенности результата измерений и соответствующее количество значащих цифр в значении результата измерений при калибровках.

Для исполнения политики ILAC Р 9:06/2014 Росаккредитацией принят документ СМ №03.1-1.0008 «Политика Росаккредитации в отношении проверки квалификации путем проведения межлабораторных сличительных (сравнительных) испытаний. Данный документ разъясняет требования п. 7.7.2 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 в части периодичности и полноты мониторинга деятельности путем сравнения с результатами других лабораторий. Политика СМ №03.1-1.0008 вызывает больше всего споров и вопросов в профессиональной среде, особенно пункт про необходимость проведения сличений по всем методам за 5 лет. Но проверки квалификации путем проведения МСИ, в том числе с международными аккредитованными провайдерами, являются необходимым инструментом для международного признания результатов испытаний аккредитованных лабораторий, а также подтверждения достоверности используемых лабораториями методик, в случае если они разработаны самой лабораторией.

Дополнительно отметим, что в политике Росаккредитации СМ №03.1-1.0008 в дополнение к требованиям политики ILAC есть примечание к 5.1, которое разъясняет разницу между понятиями метод и методика, приводимыми в данной политике, и позволяет лабораториям формировать программы (планы) МСИ, объединяя методики из области аккредитации по методам. Данное примечание противоречит устоявшимся в системе государственной стандартизации определениям, но вполне соответствует политике ILAC. Это дает послабление лабораториям с большими областями аккредитации, поскольку можно объединить методики в группы по методам и планировать проведение МСИ только по отдельным методикам в группе одного метода. Также указание на необходимость проведения МСИ по каждому методу минимум раз в 5 лет, дает послабление лабораториям, поскольку в ином случае эксперты требовали бы включать в план МСИ по каждому методу раз в год, или даже чаще, поскольку в п. 7.7.2 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 говорится о мониторинге деятельности путем сравнения с другими лабораториями, что предполагает постоянное участие лаборатории в МСИ.

Следует понимать, что политики ILAC и Росаккредитации отдают приоритет проведению межлабораторных сличений у аккредитованных провайдеров, но если таких провайдеров нет, либо участие в таких сличениях по объективным причинам не доступно и не применимо, то лаборатория может участвовать в других видах сличений (сличение между лабораториями с участием не аккредитованного провайдера или без провайдера), чт соответствует п. 7.7.2 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019.