Первый родился ровно за 70 лет до рождения второго и к этому моменту приобрел уже всемирную славу и тотальную узнаваемость.
Первый - это ВИНСЕНТ ВАН ГОГ, тот самый, с невозможным желтым и маниакальными, шизофреническими мазками-завитушками, кто не отрезал себе ухо, не был нищим и голодным, и буйнопомешанным тоже не был, и продал больше одной картины за свою недолгую жизнь.
Второй - РОЙ ЛИХТЕНШТЕЙН, который своего самого знаменитого Микки Мауса на спор нарисовал.
А потом, уже не на спор и спустя время, "Спальню в Арле" Ван Гога. И в этой "списанной" спальне (диагноз "рафаэлизм" или "рубенсонтизм" - ваши варианты? 😂 ), думается, зиждиться весь поп-арт и даже больше - вся современность.
Итак, начнем:
1️⃣ Ван Гог - это радикализм в живописи, который постимпрессионизмом зовется.
Он сгущал краски, уплотнял форму, деформировал ее. В какой-то степени Ван Гог - это начало эмансипации мазка и цвета на холсте. Такое еще не агрессивное, но уже настойчивое освобождение живописной фактуры, когда все эмоции реализованы практически вне предметной сферы: цветом, линией, пятном... завитушками 😁
Лихтенштейн - это типография (имитация растровой печати, так называемых "точек Бен-Дэй"). Это жирный черный контур и условные, модриановские цвета - желтый, зеленый, красный, синий. Никаких эмоций, зато принт на толстовке отличный получается.
2️⃣ Ван Гог - это исследование мира.
Суть постимпрессионизма вообще есть ИССЛЕДОВАНИЕ мира.
Т.е Ван Гог - это поиск новой формы и нового содержания. Он писал не потому что левая пятка его была в апатии, а сознательно изображал то, что изображал - это упорный, даже неистовый труд и большая работа ума.
Маниакальные завитушки Ван Гога, которые мазком зовутся, абсолютно осмысленны - это как раз и есть тот самый поиск новой формы и нового содержания. Мазок действует сам по себе, в отрыве от изображения и красок, а его нервная динамика служит способом показать конструкцию поверхности: характер ствола дерева, характер листвы, почвы, человека, башмаков.
Характер, т.е то, что находится ЗА впечатлением, ЗА простым наблюдением (Ван Гог никогда не писал натуру, а всегда свое отношение к ней и с ней).
Лихтенштейн - это ирония и злободневность. Комикс - недолитература. Реклама - недотелевидение, псевдокино. Все то, что народ хавает с удовольствие и без сахара - нехудожественная мишура, которая получает художественный контекст; отрыжка культуры, которая обретает художественные смыслы.
3️⃣ Ван Гог - это ПРОживание и ПЕРЕживание мира. Не внутрення боль, не стихийная лихорадка больного сознания, а сознательная творческая деятельность - поиск оптимального художественного языка, который будет отвечать именно его миропониманию, потому что так может увидеть, пережить, осознать только он, Ван Гог (и никто другой).
Это не демонстрация боли - через эту боль Ван Гог видел мир, рефлексировал и выдавал свое отношение к этому миру (не выдуманное, а осознанное и мотивированное его художественными задачами).
Лихтенштейн - это медийность (и никакой реальности, никакого отношения, ничего вообще, ибо реальности нет, есть только банки супа "Кэмпбелл").
Ни любви, ни тоски, ни радости (жалости, кстати, тоже нет).😅 Только художественное харканье в массовую культуру и навязанные ею новые правила жизни, когда эквивалентом счастья, его материальным воплощением, стал блестящий новенький кабриолет. А если в твоем доме нет стиральной машины от Bosh, то давай до свидания.
4️⃣ Ван Гог - это по-новому (или заново) увиденный цвет и это динамика. Крупные мазки, энергичные повороты кисти, деформированное пространство (созданное оптическими эффектами мазка), плотное, концентрированное, без воздуха.
Лихтенштейн - это палеотическая окаменелость. Тяжеловесная и прочная как гранит.
5️⃣ Ван Гог - про поиск и ПЕРЕживание.
Лихтенштейн - про бренд и типографию.
Потому что тот же Микки Маус или Мерелин Монро ничуть не уступают в узнаваемости и массовой воспроизводимости картин Ван Гога.
Мораль сей басни такова: Ван Гог есть такой же бренд, как, скажем, Элвис Пресли или айфон.
P.S. Рой Лихтенштейн создает еще много мемчиков не только Ван Гога, но Матисса, Пикассо, Дали, Модриана, Сезанна, Магритта... убедительно доказывая, что ЛЮБОЙ АРТ ЕСТЬ ПОП (будь то "Стог сена" Моне или пирамиды в Гизе).
Потому что "Мне вообще не важно что это за оригинал. Мне важно выпрямить линии" (РОЙ ЛИХТЕНШТЕЙН)
И потому что "Я тут прибрался у него. Думаю, он обрадуется, когда вернется из больницы и обнаружит, что я развесил его рубашки и купил новую мебель" (РОЙ ЛИХТЕНШТЕЙН о Спальне в Арле).