Друзья, возвращаю в блог традицию – публиковать истории о российских изобретениях и изобретателях по субботам.
Сегодня речь пойдет о ВЕРТОЛЁТЕ ЛОМОНОСОВА.
Летательный аппарат «воздухобежная машинка» для доставки измерительных приборов в высокие слои атмосферы был представлен Академии наук в 1754 году. В своем геликоптере Ломоносов учел и реактивный момент: конструкция предусматривала два винта, вращающихся в противоположные стороны. И все это в те годы, когда винт не использовали даже в судоходстве.
Кто только не изобретал вертолет! Начиная с Леонардо да Винчи, в бумагах которого были найдены чертежи с похожим принципом работы. Действующая модель летательного аппарата также была придумана и великим русским ученым Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Эрудированный читатель справедливо заметит, что плагиатом изобретение Ломоносова ни в коем случае не является, ведь записи великого итальянца стали известны в России лишь в самом конце ХVIII века, когда Михаил Васильевич уже покинул этот мир. Очевидно, Ломоносову был дан талант заниматься множеством дел одновременно и преуспевать во всех разом. Ибо в тот же год, когда руками ученого был создан мозаичный портрет российского императора Петра I, в Академии было представлено новейшее отечественное изобретение — винтокрылая машина — летательный аппарат для доставки термометров и других измерительных приборов в более высокие слои атмосферы. Назывался он «воздухобежная» или «аэродромическая машинка». Автором значится М. В. Ломоносов — изобретатель и конструктор первой в мире действующей модели геликоптера. То есть вертолета!
Вот как описываются эти события в протоколе конференции Императорской Академии наук от 1 июля 1754 года: «Почтеннейший советник Ломоносов показал изобретенную им машинку, которую называет воздухобежной (аэродромической) и которой устройство должно быть таково, что силой крыльев, движимых пружиной, подобной тем, какие обыкновенно бывают в часах, двигающихся горизонтально в противоположных направлениях, машина давит на воздух и поднимается по направлению к верхнему региону воздуха для того, чтобы, достигнув верхнего воздуха, можно было производить исследования метеорологическими приборами, прикрепленными к этой воздухобежной машине».
Из книги «Изобретения, изменившие мир. История российских новаторов». Авторский коллектив под руководством Владимира Кононова.
#ВладимирКононов #Технологии #ИзобретенияИзменившиеМир #Книга #История #Новатор #РИО #Изобретение