Найти тему
MILITAN

Боевое применение кубинских МиГ-19 и МиГ-21.

Оглавление

А Вы знали, что, по мнению некоторых высокопоставленных американских чинуш, борода Фиделя Кастро была настолько мощным символом революции, что ЦРУ разработало, но так и не осуществило план по её устранению. Устранению бороды! Планировалось поспособствовать выпадению волос команданте, посредством подсыпания в его обувь средства для депиляции, которое легко впитывается через кожу. Прямо вижу, как перед конгрессом сидит человек и на серьезных щщах просит деньги на устранение волосатой угрозы, нависшей над всем демократическим миром.

Нестандартное получилось начало у публикации с таким названием, но уж очень хотелось поделиться с Вами этим занимательным фактом. Эта статья будет продолжением предыдущей публикации, в которой мы говорили о боевом применении истребителей МиГ-15 и МиГ-17 "Кубинскими революционными ВВС и силами ПВО". Продолжим развивать тему и поговорим о МиГ-19 и МиГ-21 на службе у команданте Кастро...

"Вдоводел" на пути к сверхзвуку.

"Девятнадцатый" использовался кубинцами в небольшом количестве и имел самую короткую эксплуатационную карьеру из всех МиГов. Ночной всепогодный перехватчик МиГ-19П был единственной версией, которая имелась на вооружении ВВС Кубы. На Остров Свободы поставлялись только самолеты, произведенные в СССР. Если не знали, их ещё в Китае собирали. Китайский МиГ-19 появился в 1957 году, когда Советский Союз и КНР подписали соглашение о лицензионном выпуске МиГ-19П (кит. J-6) и двигателя РД-9Б (кит. WP-6).

МиГ-19П ВВС Кубы
МиГ-19П ВВС Кубы

Истребитель МиГ-19П стал первым в эскадрильях Фиделя, который был оснащён радаром. Первые восемь самолетов прибыли в ноябре 1961 года, и после месяца сборки они увидели небо Острова Свободы. Всего было получено 12 самолетов, из которых была сформирована одна эскадрилья из кубинских летчиков "чехос" при поддержке советских военных советников.

Первый полет на МиГ-19 совершил герой Битвы за аэродром Плая-Хирон Энрике Каррерас. Во время событий в заливе Свиней Каррерас пустил на дно судно "Хьюстон" сбил два бомбардировщика Martin B-26 Marauder (19 апреля на истребителе Hawker Sea Fury и в этот же день на Lockheed T-33 Shooting Star). Он был самым уникальным летчиком во всех кубинских ВВС того времени. Смог мастерски летать на трех боевых самолетах Sea Fury, B-26 и T-33. Каррерас стал первым на Кубе летчиком, пилотировавшим МиГ-15 и МиГ-19 и первым командиром эскадрильи истребителей МиГ-15бис. В 1976 году командовал кубинской эскадрильей в Анголе. Дослужился до дивизионного генерала и в настоящее время живет в Гаване. В 1995 году написал книгу "Для воздушного контроля". Имеет звание Герой Республики Куба.
Фотографии Энрике Каррерас, которые удалось найти.
Фотографии Энрике Каррерас, которые удалось найти.

Во время Карибского кризиса одиннадцать истребителей МиГ-19П находились на аэродроме в Сан-Антонио-де-лос-Баньос и совершали регулярные боевые вылеты. Самолет не нравился кубинским летчикам, как, к слову, и восточногерманским, которые называли его "вдоводелом" или "убийцей" (10 из 24 МиГ-19 ВВС ГДР потеряны в авариях). Его считали нестабильным, сложным и проблемным. Когда в 1966 году у кубинцев появился МиГ-21, полеты на "девятнадцатом" прекратились.

Невероятный "боец без правил".

В численном отношении этот истребитель стал самым важным боевым самолетом кубинских ВВС. Неверно, правильнее было бы писать революционные ВВС, но я взял на себя смелость назвать их немного проще. Полученные от СССР "двадцатьпервые" включали следующие модели: МиГ-21Ф-13, МиГ-21ПФ, МиГ-21ПФМ, МиГ-21ПФМА, МиГ-21Р, МиГ-21МФ, МиГ-21бис, МиГ-21У и МиГ-21УМ.

Первым советским подразделением, летавшим на МиГ-21Ф-13, стал 32-й гвардейский истребительный авиационный полк (32 гв.иап), размещенный на аэродроме Кубинка, который получил их в 1961 году. В июне 1962 года 32 гв.иап получило секретный приказ отправиться поездом в порт Балтийск, а оттуда на Кубу. Сорок МиГ-21Ф-13, шесть МиГ-15УТИ и один самолетом связи Як-12 отправились из Калининграда на Остров Свободы. По прибытии полк был временно переименован в 231-й и присоединен к 12-й дивизии противовоздушной обороны. Самолеты собрали на авиабазе в Санта-Кларе, и 18 сентября был совершен первый полет МиГ-21 на Кубе.

22 октября 1962 года правительство США объявило об обнаружении советских ракет на Кубе, а через 15 часов после этого заявления Фидель Кастро объявил боевую тревогу и всеобщую мобилизацию в стране. Собственно, с этого и начался Карибский кризис. В скором порядке 231-й полк был рассредоточен между авиабазами Сан-Антонио-де-лос-Баньос, Санта-Клара и Камагуэй. 4 ноября советский МиГ-21 вылетел на перехват двух истребителей Lockheed F-104 Starfighter 479-го истребительного авиакрыла ВВС США, проводивший разведывательный полет в районе Санта-Клары. Самолеты встретились в небе, и американцы, решившие не испытывать судьбу, ушли на север.

Несмотря на кажущуюся незначительность этого события, оно имело серьезные последствия. Вылетевшие на перехват МиГ-21Ф-13 имели опознавательные советских ВВС красные звезды. Перехват радиообмена американских летчиков зафиксировал передачу сообщений в духе: "Тут МиГи с красными звездами. Повторяю: с красными звездами". После этого на все истребители МиГ-21, находящиеся на Кубе, были нанесены опознавательные знаки кубинских ВВС.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ. Во время Карибского кризиса ВВС США столкнулись с тем, что радары самолетов раннего предупреждения Lockheed EC-121 Warning Star не могли обнаружить низколетящие МиГи. В качестве экстренной меры была разработана система QRC-248, способная обнаруживать самолетный радиолокационный ответчик СРО-2 и СОД-57М, установленные на советских истребителях. Это устройство оказалось довольно успешным в обнаружении низковысотных МиГов и позже использовалось во Вьетнаме.

После Карибского кризиса в начале 1963 года СССР решил передать "двадцатьпервые" (и не только) Кубе, а так же обучить местных летчиков и техников. Уже 10 августа был официально создан первый кубинский полк, летавший на МиГ-21Ф-13.

МиГ-21 ПФМ ВВС Кубы. Конец 1960-х годов.
МиГ-21 ПФМ ВВС Кубы. Конец 1960-х годов.

Охрана границ и рыбацкие разборки.

18 мая 1970 года несколько МиГ-21 ВВС Кубы совершили облет Багамских островов. Фидель Кастро хотел послать недвусмысленное сообщение местному правительству, которое удерживало четырнадцать кубинских рыбаков, задержанных за незаконную рыбную ловлю. Демонстрация силы сработала, и после скоротечных переговоров рыбаков освободили.

Семь лет спустя 10 сентября 1977 года, эскадрилья МиГ-21МФ под командованием Рафаэля дель Пино совершила облет доминиканского порта Пуэрто-Плата. Дело в том, что там находилось арестованное кубинское судно "Capitan Leo" капитан которого направлялся в Анголу, но, решив немного срезать, нарушил доминиканскую границу. Береговая охрана перехватило, арестовало и сопроводило "капитана Лео" в порт Пуэрто-Плата. Доминиканскому правительству был поставлен ультиматум: если судно и экипаж не отпустят, то на следующий день бомбардировке подвергнутся города Пуэрто-Плата и Сантьяго-де-лос-Кабальерос. По понятным причинам возражать не стали. Судно освободили, а всё это мероприятие кубинцы назвали "Операция ПИКО".

10 мая 1980 года патрульный корабль HMBS "Flamingo" Королевских сил обороны Багамских островов попытался арестовать два кубинских рыболовных судна "Ferrocem-165" и "Ferrocem-54" за браконьерство. В отместку за это два кубинских МиГ-21 вторглись в воздушное пространство и обстреляли HMBS Flamingo. В результате атаки четверо багамских моряков погибли. Однако позже Куба признала ошибку и выплатила компенсацию.

Была у ВВС Кубы одна большая проблема - перехват легких низколетящих винтовых самолетов, нарушавших воздушное пространство страны. Так, 21 февраля 1982 года один МиГ-21ПФМА был потерян, когда вылетел на перехват такого самолета. На малой высоте летчик не справился с управлением, и машина рухнула в море.

Учебные МиГ-21 были постоянными участниками многочисленных учений с СССР, таких как: перехваты самолетов-разведчиков Ту-95РЦ, условная атака на корабли советского флота в Карибском бассейне м другие. "Двадцатьпервые" также использовались для охраны мероприятий, например, празднование "Дня национального восстания 26 июля" или съезды Коммунистической партии, так же они служили эскортом в поездках Кастро за пределы страны.

Эфиопия.

В 1978 году во время войны в Эфиопии одна эскадрилья МиГ-21бис и несколько МиГ-21Р, совершив сотни вылетов, уничтожили большое количество сомалийских танков, артиллерийских орудий и живой силы противника. Несколько истребителей были потеряны от огня зенитной артиллерии, один летчик погиб.

Ангола.

По приказу Фидель Кастро, начиная с декабря 1975 года для пополнения авиационных подразделений в Анголе, все предназначенные для Кубы истребители МиГ-21МФ должны будут отправляться в Африку напрямую из СССР. В январе 1976 года транспортные самолеты-великаны Ан-22 "Антей" перебросили по воздуху двенадцать МиГ-21МФ в Анголу.

-4

4 февраля 1976 года силы УНИТА обнаружили и окружили кубино-ангольский разведывательный отряд во главе с лейтенантом Артемио Круза. Подразделение действовало далеко в тылу врага и фактически находилось за пределами радиуса действия МиГ-21. Однако командир кубинской эскадрильи Рафаэль дель Пино запросил разрешения на проведение спасательной операции. Ему отказали, сославшись на то, что если бы разведчики выполняли свою работу должным образом, их вообще не пришлось бы спасать!

Не смирившись с таким ответом. По собственной инициативе дель Пино спланировал, организовал и принял непосредственное участие в спасательной операцию. Сев за штурвал МиГа, оснащенного тремя внешними топливными баками, дель Пино вылетел к месту боя. Пока он удерживал наступающие войска УНИТА ударами с воздуха, вертолеты Ми-8 смогли приземлиться и забрать разведчиков. Тогда командиру очень повезло. Из-за безупречного послужного списка он смог избежать наказания, получил "второй шанс". Но уже 2 мая 1976 года министр обороны Рауль Кастро освободил его от должности, заменив на Бениньо Кортеса.

Один из немногих боев в Анголе, в которой принимала участие вражеская авиация, произошел 13 марта 1976 года. Ну как принимала. Она была. Во время атаки на аэродром УНИТА в Гаго Коутиньо четыре МиГ-21МФ застали на земле Fokker F-27, с борта которого разгружалось вооружение. Уже известный нам Рафаэль Дель Пино уничтожил его неуправляемой ракетой С-24. В целом столкновения "воздух-воздух" были очень редкими. Но "редкий" не означает нет.

6 ноября 1981 года майор Йохан Рэнкин на истребителе Mirage F-1CZ ВВС Южной Африки сбил МиГ-21МФ (ВВС ЮАР идентифицировали его как МиГ-21бис) пилотируемый майором Леонелем Понсе. Это, кстати, была первая победа летчиков ВВС ЮАР в воздушном бою со времен Корейской войны. Почти год спустя, 5 октября 1982 года, Леонель Понсе заявил, что сбил ракетой Matra R550 Magic истребитель МиГ-21. Однако, согласно кубинским источникам, оба участвовавших в операции МиГа (лейтенанта Раселя Марреро Родригеса и Жилберто Ортиза Переса) вернулись на базу в Лубанго, а Родригес смог посадить горящий самолет. И, вероятнее всего, кубинцы не соврали, поскольку обломки МиГа лежали на аэродроме в Лубанго до середины 90-ых годов.

Единственная зарегистрированная воздушная победа кубинских МиГ-21 произошла 3 апреля 1986 года. Пара МиГ-21МФ перехватила два транспортника Lockheed Martin C-130 Super Hercules, перевозившие военные грузы для УНИТА. Один транспортник был сбит. По данным ЮАР и Международной ассоциации воздушного транспорта, это был фактически гражданский C-130, зарегистрированный на ангольскую правительственную авиакомпанию.

Самая задокументированная потеря кубинского МиГ-21 над Анголой произошла 28 октября 1987 года, когда вооруженный двухместный МиГ-21УМ был сбит наземным огнем недалеко от Лувуэя. Два члена экипажа успешно катапультировались и были захвачены УНИТА.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: В 2017 году в качестве жеста доброй воли правительство ЮАР вернула Анголе захваченный в 1988 году МиГ-21 с бортовым номером С340. 14 декабря 1988 года его пытались перегнать с ангольского аэродрома Лубанго на Менонг. Летчик потерял ориентацию, когда попал в зону сильной облачности и заблудился. Когда топливо закончилось, он совершил удачную аварийную посадку на поле близ Цумемба в Намибии территорию, подконтрольную ЮАР. Летчик и самолет захватили. МиГ-21 отремонтировали и передан в музей ВВС ЮАР.
МиГ-21 РВВС Республики Куба
МиГ-21 РВВС Республики Куба

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ...

MILITAN
Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!

Подписывайтесь на телеграмм-канал: t.me/real_militan
Для желающих помочь каналу рублем:
Тинькофф 5536 9138 9630 2045
СБЕР 4276 4800 1921 3399

Друзья, Ваши лайки и комментарии (любые, даже простое - 😉) очень помогают в развитии канала.
Спасибо за внимание и до новых встреч!