Как только на пустой доске появляется фигура, тут же возникает взаимодействие нового типа: между материей и пространством.
В первую очередь, мы видим, что фигура занимает определённое место - поле шахматной доски, которое некогда пустовало.
Это - первое взаимодействие: захват поля. Фигуры в принципе стремятся к захвату полей. Если бы у них была возможность, они бы захватили всю доску, но фигур физически не хватает для этой цели: полей - 64, а фигур - 32.
Захватив поле, фигура уже высматривает новое место, где бы она расположилась с комфортом: бабушкиными пирожками и мягким диваном.
И вот уже её взгляд начинает взаимодействовать с полями доски. Появляется контроль полей.
При более пристальном взгляде мы обнаружим, что при контроле некоторого поля приходится иметь дело, как минимум, с двумя полями, которые взаимодействуют между собой либо линейно, либо ходом коня.
Если такие фигуры как ферзь, ладья или слон контролируют поля по линии, свободной от пешек, то речь идёт о захвате линии.
Если же на доске появляется больше фигур, то между ними непременно возникает борьба за поля.
В том случае, если количество контроля одинаково и со стороны белых, и со стороны чёрных, что поле находится под напряжением. Если же у одной из сторон контроля больше, то поле - под давлением.