Найти тему
Правда ПФО

Жалобщики написали «оперу» про Сурский рубеж и директора театра

В бородатом анекдоте с известными персонажами Петька сидит в штабе и что-то строчит. Заходит Василий Иванович: чего пишешь, Петька? Да так, оперу. Василий Иванович удивлен: Ничего, себе, а про меня там будет? Петька отвечает: Конечно, и про тебя, и про товарища комиссара, и про Анку-пулеметчицу. Опер приказал про всех писать.

Сразу и не пересчитаешь, сколько в Чувашском театре оперы и балета за последние годы сменилось директоров. И практически на каждого писали жалобы с обвинениями в различных прегрешениях. Что делать, для творческой среды характерны и интриги, и зависть. Но все-таки нынешний руководитель Андрей Попов стоит особняком в общем ряду. Хотя бы по той причине, что появился как бы из ниоткуда, без особых заслуг на ниве искусства.

Андрей Попов стал восходящей звездой в Чувашском театре оперы и балета

Фото vk.com/andreipopof

«Естественно, возникли вопросы по его квалификации. Заглянули в документы, представленные им на конкурс. Там значится, что он имеет необходимый пятилетний стаж работы на руководящих должностях в учреждениях культуры. Но из них 3,5 года в каком-то ООО «Восходящие звезды балета». А это общество не сдавало отчетность, не производило отчисления по зарплате. Иными словами, налицо типичная фиктивная компания, которая существует только на бумаге. Есть нестыковки и по другим пунктам анкеты. Пришлось направить заявление в прокуратуру», – рассказала «Правде ПФО» начальник театрального отдела кадров Виктория Николаева.

Действительно, из открытых источников следует, что ООО «Восходящие звезды балета» было зарегистрировано в городе Лысьва Пермского края с уставным капиталом в 10 тысяч рублей. Юридический адрес – обычная квартира в жилом доме. Лицензии на зрелищно-развлекательную деятельность общество не имело.

«Сообщаю, что в Едином государственном реестре юридических лиц сведения, подтверждающие замещение Поповым А.В. в 2011-2015 годах должности генерального директора ООО «Восходящие Звезды Балета», отсутствуют. По результатам проверки прокуратурой республики в Кабинет Министров Чувашской Республики направлена информация для принятия мер в соответствии компетенцией». – говорится в ответе начальника управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Чувашии Д. Тимофеева.

А ведь с Поповым связывались большие надежды. «Андрей Викторович – молодой, перспективный руководитель, имеющий опыт управления творческими коллективами, знающий специфику работы в театральном учреждении. Перед новым директором стоят важные задачи – это и предстоящая реконструкция театра, и репертуарная политика, и создание необходимых условий для творческого роста артистов, и многое другое. Главное – театр должен быть интересен зрителям», – заявляла министр культуры республики Светлана Каликова.

-2

Передовой отряд «Сурского рубежа»

Фото vk.com/andreipopof

Символично, что Попов был назначен директором театра распоряжением председателя правительства Олега Николаева под №1 в 2022 году. И публично декларировалось, что его важнейшая задача – обеспечить успешную премьеру оперы «Сурский рубеж». Задел имелся неплохой. К тому моменту над произведением длительное время работал народный артист РФ, профессор, художественный руководитель Московской государственной филармонии Александр Чайковский. В феврале появилась официальная информация, что композитор представил отрывки из своего произведения главе республики, его супруге, а также некоторым другим избранным лицам, включая Попова.

-3

У Чайковского получился сумбур вместо музыки?

Фото cap.ru

«Работа, которая была проделана в прошлом году и начале этого года, сложилась в замечательную партитуру. Фрагменты, которые мы сегодня прослушали в первом исполнении автора, вызывают глубинные вибрации души. Здесь есть переходы, есть судьбы, а самое главное – музыка основана на исторических фактах, на судьбе конкретных людей, которые жили в то время. Все это, несомненно, очень глубинно и очень трогательно раскрывает исторические страницы военных лет Чувашии», – подчеркнул впечатленный Олег Николаев после прослушивания.

А спустя месяц становится известно, что как бы нет никакого композитора Чайковского. Работу над оперой с чистого листа ведут малоизвестные композитор Екатерина Иванова-Блинова и либреттист Карина Шебелян. Какой катаклизм должен был случиться, чтобы произошла срочная смена автора – доподлинно неизвестно. В театре говорят, что инициатором столь кардинального шага стал новый директор, который к тому моменту стал исполнять обязанности и художественного руководителя, чего устав учреждения не позволяет. По словам источников «Правды ПФО», Чайковский посчитал себя глубоко оскорбленным, он не стал требовать неустойку, но пообещал забыть сотрудничество с Чувашией как дурной сон.

-4

Композитор и либреттист «Сурский рубеж» взяли штурмом за 5 месяцев

Фото vk.com/karinashebelyan

Тем не менее, премьера оперы состоялась в день открытия традиционного Михайловского оперного фестиваля. Олег Николаев со сцены сказал, что его восхищает работа, проделанная всего за 5 месяцев. Но о достоинствах этого произведения высказываются и другие суждения.

-5

На втором представлении артистов на сцене было больше, чем зрителей в зале

Фото cap.ru

Некоторые деятели культуры выражают свое недоумение по поводу того, что главной героиней оперы является сумасшедшая, которой постоянно приходят видения. Они полагают, что такой образ не может символизировать трудовой подвиг чувашского народа. И вообще, по их мнению, вместо оперы получился мюзикл. Раздаются сетования и по поводу того, что бюджетный грант в 5 млн рублей был потрачен неэффективно. Постановка «Сурского рубежа» громко подается как «мировая премьера», но уже второй показ оперы 4 ноября прошел при пустом зале. Впрочем, искусство – материя тонкая, не все шедевры сразу обретают своих почитателей.

«Дуетом» исполняется впервые

Нездоровая атмосфера в театре, конечно, напрямую связана с большой кадровой чисткой. В этом году в добровольно-принудительном порядке отсюда «ушли» 90 человек. И большой вопрос – насколько высока квалификация тех, кто приходит им на смену. Во всяком случае, программка гала-концерта оперного фестиваля представляет собой явную профанацию. Можно простить пропущенные знаки препинания, путаницу с музыкальными произведениями, неверное указание регалий артистов. Но написать «дует» вместо «дуэта» – это уже диагноз.

«Правда ПФО» следит за развитием событий.

Фото превью vk.com/andreipopof