ФЛАНГИ И ЛИНИИ
Фланги - это правая и левая половины доски. Половина доски, где находятся в начальной позиции ферзи, называется ферзевый фланг. Половина доски, где стоят короли перед игрой, называется королевский фланг.
В целом, фланги равнозначны между собой. В начале игры армии обеих сторон располагаются на обоих флангах. И разница заключается лишь в том, где находится король.
Связь между флангами осуществляется через горизонтали и диагонали: именно по ним проводится перевод фигуры с фланга на фланг.
Вертикали же позволяют перемещаться по флангу.
ТЕРРИТОРИИ И ВЕРТИКАЛИ
Территории - это половины доски со стороны белых и со стороны чёрных. Половина доски со стороны чёрных - это территория чёрных. Половина доски со стороны белых - это территория белых.
Территории, в отличие от флангов, не так равнозначны. Цель игры - поймать неприятельского короля, а он находится на другой территории. Это значит, что ценность вражеской территории выше собственной.
Связь между территориями осуществляется с помощью вертикалей (однозначно) и некоторыми диагоналями.
Перевод фигуры на вражескую территорию называется вторжение.
ТЕРРИТОРИИ И ГОРИЗОНТАЛИ
Действуя на территории противника легче атаковать его фигуры, пешки и короля потому, что в этом случае они находятся ближе. При этом атака проводится по горизонталям и диагоналям, но по горизонталям атака более сокрушительна (вспоминаем: сила полей по прямым линиям больше, чем по диагоналям).
Если делать приращение горизонталей к одной из территорий, то одна из сторон получит преимущество в пространстве.
Владение или преимущество пространством определяется расположением пешечной цепи.
Вообще, в целом, двигаясь по горизонталям, мы остаёмся на одной территории.
Но горизонтали неравнозначны между собой: одни находятся ближе к территории противника, другие дальше. Самые дальние горизонтали, где располагаются фигуры и пешки - это тылы. Король располагается на последней горизонтали, и эта горизонталь имеет наиболее высокую ценность. Мы уже знаем, что линии обладают энергией - совокупной силой полей. И горизонтали в том числе. Так же, как сила полей возрастает по направлению к центру, точно также энергия горизонталей возрастает по направлению вглубь территории противника.
В этом случае горизонтали называются энергетическими поясами.
Вторгаясь по вертикали, атакующая фигура проникает вглубь территории противника, и её разрушительная сила возрастает. Энергия горизонталей передаётся фигурам, и фигуры начинают обладать энергией. Чтобы посчитать энергию фигуры, достаточно посмотреть, на какой горизонтали, она находится.
Например. Энергия белых фигур: Крg1 = 1, пешки а2 = 2, b2 = 2, c5 = 5, d4 = 4, f2 = 2, g2 = 2, h2 = 2, Фс3 = 3, Лh3 = 3, Cf6 = 6. Итого, Э(б) = 32. Энергия чёрных фигур: Ла8 = 1, Лg8 = 1, Фd7 = 2, Kph7 = 2, пешки: а6 = 3, с6 = 3, d5 = 4, e6 = 3, f7 = 2, g5 = 4, h6 = 3. Итого, Э(ч) = 28. Белые играют 1.Фd3+ (энергия не меняется) 1...Лg6 (Э(ч) = 30). 2.Л:h6+ (Э(б) = 35). 2...Крg8 (Э = 26) 3.Лh8# (Э = 37). Или 2...Кр:h6 (вместо 2...Крg8; Э = 28) 3.Фh3# (Э = 28).