Сегодня в американском кинематографе действительно нет никого, похожего на Дени Вильнева. Его фильмы пусть не ультрасовременные, но они и не являются заурядными студийными работами. Он разбирается в кинематографическом бизнесе, но ценит оригинальную идею. Вильнева трудно понять, потому что он не соответствует заранее установленному архетипу. Один фильм, который делает его еще более трудным для понимания – это "Враг", который видели не так уж много людей.
По уважительным причинам "Враг" настолько странный, что он нигде не вписывается в шкалу Дени Вильнев – голливудский аутсайдер.
"Враг" рассказывает историю Адама Белла (всегда фантастический Джейк Джилленхолл), кроткого преподавателя истории в колледже, который узнает, что существует другой человек, в точности похожий на него. Другой парень Энтони Клэр (также сыгранный Джилленхолом) –третьесортный актер с беременной женой (Сара Гадон), которая, похоже, не любит его и не доверяет ему. Эти двое планируют встретиться, что может разрушить, а может и не разрушить их индивидуальную психику.
О символической смерти и пауках
"Враг" – один из тех фильмов, которые возненавидят ваши друзья и коллеги. Они скажут вам, что сюжет не имел никакого гребаного смысла. Что он разочаровал их и ускользал от понимания. Не спешите называть их нормальными, это непростой фильм, в который трудно поверить. Враг больше оперирует сюрреалистической и символической логикой, чем прямолинейной повествовательной. Это не столько попытка рассказать вам историю, сколько предоставление странных и таинственных образов, которые вы можете собрать самостоятельно.
Два главных героя "Врага" сталкиваются с потерей своей уникальности. Они больше не являются самими собой, поскольку кто-то другой – это они сами, и поэтому им грозит символическая смерть. Дени Вильнев и сценарист Хавьер Гуллон делают это совершенно очевидным в сцене, где Адам читает лекцию о диктатуре, утверждая, что их методы контроля включают ограничение искусства, культуры и самовыражения. Адам и Энтони теряют свою индивидуальность или они просто один человек, теряющий свою собственную.
Жизни Адама и Энтони рушатся навстречу друг другу. Одно становится другим, и наоборот. "Враг" – это что-то вроде похорон самого себя, что Вильнев иллюстрирует двумя способами: пауками и властным использованием желтых фильтров. Последнее говорит само за себя: желтый цвет в символизме и психологии ассоциируется с психическими заболеваниями. Первое немного сложнее. Пауки просто жуткие по своей природе и Дени Вильнев явно использует их, чтобы проиллюстрировать символические смерти своих персонажей.
С другой стороны этот образ открыт для интерпретации. Один критик утверждал, что пауки представляют то, как Адам и Энтони смотрят на женщин, что отчасти имеет смысл, поскольку у обоих персонажей есть подруги, которые изображены агрессивными и контролирующими. Но это не имеет смысла в том значении, что две подружки не имеют никакого отношения к метафоре диктатуры и раскрытию их личностей. Вильнев фактически признался в интервью, что поместил "пауков" просто для того, чтобы быть более провокационным. Фу.
Метафорическое повествование
Дени Вильнев также совершенно ясно дал понять в интервью, что "Враг" был рассказан с подсознательной точки зрения, поэтому тему диктатуры следует рассматривать с метафорической точки зрения. Общество пытается контролировать Адама/Энтони, заставить его выполнять функцию, чуждую его собственным желаниям. Вильнев иллюстрирует холодность и пресность своего существования с помощью серии довольно удивительных декораций в стиле Балларди. Большие брутальные здания, бетонные плиты, большое пустое пространство и т.д.
Это та часть "Врага", которая мне понравилась больше всего. Главный герой блуждает по пустому, безлюдному городскому ландшафту, который одновременно отражает его внутреннюю психику и бессмысленную роль в обществе. Есть отличная сцена, где Адам врывается в здание агентства Энтони только для того, чтобы обнаружить, что там никого нет, кроме одинокого охранника. "Враг" - это фильм, в котором чувствуется одиночество и угнетение, и я считаю, что в этом весь смысл. Что речь идет о том, как система доминирует над индивидуальностью, приводя к разрушению "я".
Будь прокляты пауки. Без них "Enemy", возможно, был бы чересчур интеллектуальным для фестивальной аудитории. К тому же, я чертовски ненавижу пауков. Из-за этого я отошел от финального кадра фильма. Плюс, сколько фильмов ужасов/романов заканчиваются гребаными пауками, потому что это просто ужасающий образ, и они не знают, как с этим покончить, я прав? К черту пауков и к черту людей, которые пытаются использовать их символически.
*
"Враг" - хороший фильм. В нем есть что-то от Линча. Он основан на романе Хосе Сарамаго, в котором не так много странных вещей, но Сарамаго не любит использовать знаки препинания. Поэтому кого волнует, что фильм не совсем верен первоисточнику?
Моя или чья-то ещё интерпретация не будет более верной, чем ваша. Это фильм, который собирается в вашем подсознании так же, как и на экране. Это качественный, но это мой наименее любимый фильм Дени Вильнева, потому что к черту пауков.