Найти тему

Свой бизнес. Какой лучше? (что-то подсказывает что не интернет-магазин)

Оглавление

Пишу о нас, как мы работаем (а мы и есть интернет-магазин), и думаю, что ж сложно-то как?

У всех на слуху, что интернет-магазин - это просто. Многие удивляются, что мы заняты по самое не хочу. Наверное, мы неправильные... Сама иногда так думаю...

А с учетом, что последние 2 месяца СОКРАЩАЮ РАСХОДЫ - сократила бы вообще бы все ненужное и все упростила бы! Только что все расходы рассматривала под лупой. Отказались от некоторого программного обеспечения, съехали с большей аренды на меньшую и все.

Картинка из интернета.
Картинка из интернета.

От чего можно было бы отказаться и работать проще (как все думают)? Раз у нас свой интернет-магазин. Порассуждаю.

СРАЗУ УКАЖУ - НЕ КАСАЮСЬ РАБОТЫ ЧЕРЕЗ МАРКЕТПЛЕЙСЫ!
МЫ С НИМИ НЕ РАБОТАЕМ И ОПЫТА НЕТ, ПОДЕЛИТЕСЬ СВОИМ ОПЫТОМ РАБОТЫ В КОММЕНТАРИЯХ

СКЛАД

Первое, о чем все думают, что интернет-магазину СКЛАД НЕ НУЖЕН.

Типа есть интернет-витрина. И когда оформили покупку, только тогда товар откуда-то и отгрузили. Вопрос один - а откуда отгрузили? Где-то же товар должен быть в наличии. То есть услугу хранения кто-то все-таки оказывает?

Если поставщик и товар еще не куплен, то тут сразу проблемы - могут поменяться цены или товар закончится (это реалии сегодняшнего дня).

Каждый заказ при получении сначала проверять, есть ли товар у поставщика и не поменялась ли (выросла) цена?

Это возможно

  • когда продажи совсем небольшие (на старте)
  • или товаров мало и они дорогие (продажа нескольких товаров дает месячный заработок)
  • или с товарами, средними по цене, но с большой МАРЖОЙ (колебания в цене допустимы).

А если платить за услугу хранения, то все-таки, значит, где-то склад есть, пусть виртуальный через услугу.

Но на этот склад надо же партии товаров при покупке перемещать? Они же сами там не возникнут? А потом как отправлять клиенту? Нужно же собрать, упаковать заказ? Все равно возникают закупки, документооборот, отгрузки/упаковка, учет.

ФУЛФИЛМЕНТ

Есть услуги фулфилмента - хранение, обработка и упаковка товаров, сборка и отправка заказов.

Но они стоят дорого. И даже если дешево по рекламе, то просто не включили расходы, которые будут предъявлены по факту.

К нам несколько раз обращались с таким предложением, мы считали, суммарно получались ДЕСЯТКИ ПРОЦЕНТОВ от стоимости товаров, у нас просто нет такой дохода, чтобы столько отдавать за услугу.

-

Интернет-магазин - это торговля товаром, и он должен быть где-то в наличии (хранится) с нужными ценами закупки и продажи (чтобы заработать на разнице).

В большинстве случаев, подумав и посчитав, проще свой склад сразу и организовать.

Многие поставщики грузят только оптовыми партиями, опять же от суммы отгрузки даются дополнительные скидки.

Нам 10 лет, и по практике, лучший заработок - это когда купили по акционной сниженной цене партию товаров, а потом товары продали по обычной цене, когда акция в рознице (если была) уже закончилась (цикл продажи может занимать и квартал, и полгода).

Ну а далее - если товар в наличии - то что ж его не показать клиентам? Чтобы посмотрели и сразу купили? Ну и забирали самовывозом.

И это и есть наш формат.

У нас зал, он же склад. То есть весь запас товара лежит в открытой выкладке. Он же пункт выдачи.

Клиенты приходят в наш зал за заказами из нашего интернет-магазина, видят как много всего у нас есть и еще докупают.

Одни плюсы. Продаем больше, растет средний чек, клиенты любят ходить к нам "в гости" и спрашивать "а что новенького привезли?"

Но при этом мы не розничный магазин.

Ценников нет, все цены актуальны в интернет-магазине (могут меняться в любой момент). И у нас не тот оборот. Мы не считаем выручку с метра и тп. Нет большой проходимости, поэтому можем экономить на аренде, выбирая свое местоположения по другим признакам (главное это транспортная доступность и большая удобная парковка).

Мое резюме по складу

Интернет-магазин без собственного склада в долгосрочной перспективе неэффективен.

Только если дорогой штучный товар и совсем маленькие продажи, при этом он должен быть в постоянном наличии у поставщика с редким изменением цены.

В большинстве случаев выгодно купить партию товара по акционной цене, ну а далее решать проблемы хранения, обработки заказов, выдачи или отправки по месту получения.

-

Теперь перейдем к простоте работы

Всем же кажется, как это просто. Заказы "падают" сами - клиенты их оформляют в любое (удобное для себя) время по той информации, что в этот момент на сайте. Нужно просто обработать заказ и передать клиенту.

Но возникает куча нюансов (уже не просто!...)

  • Как в интернет-магазине информацию держать актуальной? Надо управлять ассортиментом, наличием, ценами
  • Какие ставить цены, чтобы заработать, но при этом не проиграть в конкуренции?
  • А что делать с тем, что клиент хочет бесплатную доставку, а она ого-го стоит (реальный оплачиваемый расход)
  • А когда клиент хочет сразу? Сейчас же обычные ожидания какие. Оформил заказ, получил подтверждение и бесплатную доставку в этот же день, или заберет сам сегодня?

Ожидания клиентов к интернет-магазину - сейчас очень серьезные.

Чтобы их выполнять регулярно и качественно - требуется хорошо продуманный и реализованный формат. С сотрудниками, имеющими соответствующую квалификацию и опыт.

Проще, когда товаров мало. Но тогда и каждый клиент "одноразовый". Купил - и больше не надо.

Легче для бизнеса - когда клиент постоянный. Но тогда его приходится окружать сопутствующими товарами и тп комплексом действий (напоминать о себе, чтобы сделал повторные покупки).
НО! Только довольный клиент купит у вас снова. Качество самих товаров, работы, обслуживания должно быть постоянное!

У нас именно так. У нас 50% клиентов покупают повторно и многократно. Есть клиенты, которые вместе с нами все 10 лет.

Можно ли это обеспечить, все делая самому? Можно, но сложно, если опять же продавать достаточно дорогие товары, и объем работы будет небольшим.

Мы с этого начинали, и в самом начале (10 лет назад) нас было 3 человека.

Сейчас нас 14 человек. Ассортимент по всем прайсам и каталогам десятки тысяч товаров, в постоянном наличии 3 тысячи товаров, от крупных до небольших ходовых, сопутки и расходки.

Все это время мы наращиваем ассортимент.

Опасно зависеть от одного поставщика. Но и предложение должно быть сбалансированное (надо иметь свое "лицо"). У клиента должен быть хороший выбор, а еще лучше вообще все необходимое мог купить в одном месте.

Мы реально много работаем, чтобы этим всем управлять.
Добавили новинки и не пошли - в распродажу.
Товар стал ходовым - надо держать в непрерывном наличии, делать видео, собирать отзывы, давать акции и тп.
Поставщик объявил об акции - надо купить партию и оповестить клиентов.
Все заказы день-в день обработать и доставить вовремя.
А при самовывозе - увеличить чек покупки.

-

Еще многим кажется, что один или два менеджера все сделают. И начинающему или небольшому интернет-магазину можно справиться и без работников склада или бухгалтерии.

Не нужный (лишний может)? ПЕРСОНАЛ

БУХГАЛТЕР

Это совсем не лишний человек. Продажи в интернет-магазине - это реальные продажи товаров. Прием денег, отгрузки, документооборот (кассы онлайн и физические, договора, счета, реализации). Бухгалтер держит ВЕСЬ УЧЕТ под контролем. Хороший бухгалтер еще и помогает делать "по-умному" (более выгодно для компании). Плюс инвентаризации. Сдает периоды, формирует итоговые документы (баланс и тп.).

У нас есть бухгалтер - 1 человек и плюс "сверху" платим за профессиональное бух-обслуживание (консультационные услуги и сдача отчетности).
У нас еще и сложный расчет зарплаты (с учетом отработанного времени и комплексными премиями), и все связанное с кадрами (прием, увольнение, больничные, отпуска).
И огромный бумажный архив и документооборот (мы на НДС, а тут строгое хранение и учет документов).

Ни сократить бухгалтера, ни отказаться от услуг профессионального консультирования и сдачи отчетности нельзя. У нас сейчас оптимально.

Но это ЧИСТЫЙ РАСХОД! А еще много совместной работы. Поэтому да, за 10 лет своего бизнеса - я основательно ПОДКОВАЛАСЬ в этом всем (при полном нуле изначально). С бухгалтером мы постоянно на связи, это один из ключевых сотрудников в компании.

Если брать открывающийся интернет-магазин - небольшой ассортимент на упрощенке

Сразу встают вопросы

  • кто будет делать все документы и вести их учет?
  • следить за соответствие физического количества товара с учетным?
  • контроль расчетного счета и кассы
  • сдавать отчетность и платить налоги?
  • и тп (написала навскидку)

Бухгалтер потребуется хотя бы на удаленке или приходящий, кто на уровне квартала все перепроверит, исправит и доделает. Иначе за год будет жуткий бардак... Без бухгалтера с ПРОДАЖАМИ ТОВАРОВ не обойтись.

-

ЛОГИСТ

Для небольшого интернет-магазина с небольшим ассортиментом и небольшим количеством отправок - на старте не нужен. Но с ростом потребуется.

У нас логист - 1 человек - отвечает за все исполнение заказов.
Организует перемещение товаров от поставщиков к нам на склады и отгрузки заказов клиентам по всей стране.
Зона ответственности - поставщики и транспортные / курьерские компании. Оформляет в транспортных все перемещения, следит чтобы затраты были в рамках ограничений (плановых).
Решает все конфликтные ситуации (с поставщиками, транспортными, клиентами) в процессе доставок. В случае потерь посылок (а такое бывает периодически) решает все вопросы по возмещению (мы работаем со страховкой грузов).

Также у нас логист в рамках бюджета делает ЗАКУПКИ НА СКЛАД - восполняет популярные товары по мере продажи. Сейчас работа стала сложнее, товаров мало, много стало уходить на предзаказы - и логист следит за приходом товаров у поставщиков.

То есть у нас логист исполняет две функции - и логиста, и закупщика. Конечно, имеет огромную компетенцию по факту по всему продаваемому ассортименту и актуальным ценам. Мы стараемся покупать партиями по акциям. Но у нас и много "экзотики". В общем, не скучная огромная работа.

Сократить никак. Только увеличить - добавить отдельного закупщика (в планах когда-нибудь).

При открытии небольшого интернет-магазина

задачи логиста может делать менеджер, но он будет не успевать контролировать. Обычные проблемы в работе: реальные транспортные расходы дороже расчетных (может создать убыток в сделке), товар застрял в пути, клиент просит поменять пункт выдачи или надо продлить хранение, груз потерян транспортной. Ну и возвраты - не заборы грузов есть, и это отдельная проблема!

-

КЛАДОВЩИКИ

У нас их несколько человек.
Принимают товар от поставщика (распаковывают, сверяют с документами, проверяют качество)
Размещают правильно товар в зале (у нас нет склада в обычном понимании, весь запас товара находится в красивой выкладке в зале, все сразу доступно для клиентов, для увеличения импульсной покупки)
Собирают заказы, упаковывают и передают транспортным

Для этого у нас есть зона склада - она скорее зона временного хранения собираемых заказов и упаковки.

То есть кладовщики делают документы поступления (сейчас активно пользуемся электронным документооборотом) и документы реализации. Также они проводят инвентаризации, обладают навыками мерчендайзинга, делают фото и видео товаров для сайта (по запросу). А еще любые задачки, собрать / установить / разобрать / повесить и тп.

Обладают 100% знанием ассортимента, их ошибки стоят дорого - пересорты, не тот товар, не то положили в посылку.

Проблемы с качеством товаров бывают, также проверяют что все новое, работоспособное, не кончился срок годности. Да - и все, что связано с гарантиями - их. Также ведут учет и отчетности для получения бонусов (когда есть такие требования от производителей).

Даже в небольшом интернет-магазине

кто-то должен делать - приемку товаров, сборку и упаковку заказов. Можно конечно и собственнику бизнеса это делать, но лучше сразу заложиться на нормального кладовщика, все равно к этому придете (как и мы пришли в свое время).

В общем. ЗАКРУГЛЯЮСЬ. СТАТЬЯ УЖЕ ДЛИННАЯ.

Много указала нашей конкретики, надеюсь, кому-то да пригодится.
И вы узнали о работающем интернет-магазине "изнутри"!

-

В заголовке я написала про "СВОЙ БИЗНЕС".

Стала бы я сейчас открывать свой интернет-магазин?

ОТВЕТ - НЕТ!

Ну или бы сделала магазин одного товара (и лучше своего собственного производства)

Сейчас мне очень нравится бизнес нашего консультанта 😊

Самозанятый. Нам за услуги дает один акт в месяц (один документ) и выписывает один счет в оплату на следующий месяц.

ВСЕ! В акте накидывает выполненные действия, нашу статистику, картинки и тп - хороший такой акт, объемный. Но потратил на него максимум 1 час работы.

То есть у него нет никаких расходов и всей этой сложной механики с ТОВАРАМИ, о чем я подробно написала выше.

Несколько постоянных клиентов - и минималка по зарплате консультанта закрыта. Далее только распределять с кем и как работать (ограничение - собственное рабочее время).

Новые клиенты у хорошего консультанта - приходят уже по сарафанному радио. Трудно, наверное, только первые несколько лет, когда нарабатывается свой стиль и свой опыт.

Ну, и конечно, нужны быть опытным специалистом. Плюс переговорщиком и психологом, чтобы держать баланс: не брать на себя лишнее, но и клиента оставить довольными.

Если вы думаете о старте в своем бизнесе: думайте лучше в эту сторону. Вырастайте профессионально, учитесь у крутых специалистов, нарабатывайте опыт, ищите свой путь.

Я бы наверное, сейчас бы так делала 😁😁😁

А ваше мнение какое?