Найти тему
Швец, чтец и игрец на дуде

Вы будете смеяться, плакать, а ещё посмотрите чудесный фильм. Трогательная книга и её экранизация

Посетили меня самые страшные душевные муки, знакомые каждому книголюбу, предо мной встал ужаснейший вопрос - а что почитать? Металась, терзалась, да всё не могла выбрать дальнейший роман.

И тут как никогда кстати произошла встреча (увы, не личная) с грузинским классиком Нодаром Думбадзе, которого доселе не то чтобы не читала, а попросту и не знала. Как оказалось зря.

Очень быстро прочла небольшое, но такое тёплое и душевное творение автора «Я, бабушка, Илико и Илларион».

Удивительное произведение, оказавшееся так близко к моему собственному мировосприятию - смех сквозь слёзы, юмор, как способ преодоления самых страшных невзгод. Лично я такой человек, чем хуже ситуация - тем больше шуток, поэтому уж как-то особенно прониклась стилем писателя.

Мы побываем в небольшом грузинском селе и познакомимся с главным героем - Зурико, который на наших глазах из шестиклассника превратится в студента. Наверное, это единственный минус произведения - слишком стремительно развивающиеся события и малый объём. Но моего впечатления это никак не испортило.

Зурико, как и любой деревенский парень, прогуливает школу, отхватывает от бабули и тесно дружит с соседями Илико и Илларионом. Его жизнь полна приключений, опасностей и новых открытий, мальчик учится, пишет стихи и, естественно, первый раз влюбляется. А ещё он курит и пьёт вино, что не может вызвать шока у любого современного родителя, но там, в грузинской деревне, всё немного иначе.

Искрометный юмор, дурацкие ситуации, стеклянный глаз - моментами я хохотала от души, словно маленькая девочка.

Шутки правда смешные.

Но в деревне нет ни одного взрослого мужчины, Зурико сирота - у него только бабушка, а вокруг Великая Отечественная Война.

И в каждой шутке, в каждом смешном моменте чувствуется глубокая печаль. Дети, оставшиеся без родителей, старики, взвалившие на себя их воспитание, беспомощность и пустота.

«Где наша не пропадала», - словно говорит нам автор, и продолжает без устали вызывать улыбку читателей. Но без слёз, поверьте, не обойдётся. И весь этот странный коктейль из юмора и печали в конце концов разливается внутри теплом. Несмотря на самые грустные события книги последнее ощущение именно такое - тёплое. Какая-то светлая печаль, приятная ностальгия и надежда. Ведь как бы не была страшна война, мы - это мир, а наши родные люди: родственники и друзья, любовь к ним и всему живому, помогают пережить самые тёмные времена.

Встречала мнение рецензентов, что книга детская - категорически не согласна. Не стала бы предлагать такое маленькому читателю. А вот нам, взрослым, действительно есть над чем посмеяться и поплакать.

В 1962 году режиссёр Тенгиз Абуладзе экранизировал произведение.

Я, бабушка, Илико и Илларион, 1962

Это фильм, который обязательно нужно посмотреть, достойнейшая работа.

И после этой потрясающей жизнеутверждающей грузинской истории закровоточила давняя рана, только начавшая обрастать коркой. Меньше всего хочу разводить политические дискуссии на своём канале, но лично для меня все братские народы остаются братскими. Навсегда. И эта боль от происходящего сегодня, наверное, никогда во мне не утихнет.

Я за мир, за людей и любовь.

-2