Школьная программа занятий по литературе, основанная по большей части на классических произведениях, приучила нас, что одна из отличительных черт стихотворных работ — это созвучное окончание строк. Однако это не совсем так. Рифма, конечно, играет важную роль в восприятии текста читателем, но не является определяющим критерием в поэтическом труде.
Существуют разные формы стихосложения, где наличие рифмы не требуется - или даже порицается. Здесь стоит рассмотреть в качестве примера два термина, которые очень часто путают между собой: «Свободный стих» и «Белый стих».
В первом случае автор не ограничен правилами, по которым строятся классические стихи: размер, метр, рифма и т.д. Грубо говоря, все, что требуется от свободного стиха — донесение интересных мыслей через живописные, свежие образы. «Вторичные» же признаки стиховой речи не имеют совершенно никакого значения.
Пример cвободного стиха:
Так начинается голод:
с утра просыпаешься бодрым,
потом начинается слабость,
потом начинается скука,
потом наступает потеря
быстрого разума силы,
потом наступает спокойствие.
А потом начинается ужас.
Даниил Хармс (1905-1942)
Что касается белых стихов, то здесь соблюдаются все привычные признаки, кроме одного — рифмы. Стихотворение такой формы может быть написано, например, четырехстопным ямбом (или любым другим классическим размером), но при этом в тексте отсутствуют созвучные окончания строк через определенные интервалы.
Пример белого стиха:
Божий Ангел, зимним утром
Тайно обручивший нас,
С нашей жизни беспечальной
Глаз не сводит потемневших.
Оттого мы любим небо,
Тонкий воздух, свежий ветер
И чернеющие ветки
За оградою чугунной.
Оттого мы любим строгий,
Многоводный, темный город,
И разлуки наши любим,
И часы недолгих встреч.
Анна Ахматова (1889-1966)
Перед нами четырёхстопный хорей, но без систематизированно выстроенной рифмы.
всё лучшее в телеграмме - https://t.me/niotkuda_ss
#литература #ниоткудаслюбовью #стихи