Найти в Дзене

📌Итоговое сочинение. Нет - пересказу, да - рассуждению📌

Выпускник не умеет писать качественные аргументы и постоянно скатывается в пересказ? Не беда! Я покажу, как можно это исправить. Ловушки сочинения Чтобы получить допуск к ЕГЭ по русскому языку, каждый будущий выпускник должен стойко пройти испытание итоговым сочинением. Для кого-то это вообще не проблема, а для кого-то это настоящая нервотрёпка. Нужно выразить свои мысли, порассуждать на какую-то тему с привлечением произведений. И здесь сюжет не спрашивают. Здесь нужно анализировать, думать, делать выводы, давать оценку, характеристику. Ошибка многих учеников - это уход в пересказ. Но такая работа не будет зачтена. Знать сюжет рассказа или романа - прекрасно, но нужно уметь и распоряжаться этим знанием. На что же ориентироваться, чтобы удержать себя от пересказа? Сейчас расскажу. Опорная схема для анализа произведения Я предлагаю своим ученикам памятку в виде схемы с основными моментами, на которые нужно обратить внимание. На этой схеме можно найти ориентир для создания своего анализ
Оглавление
Выпускник не умеет писать качественные аргументы и постоянно скатывается в пересказ? Не беда! Я покажу, как можно это исправить.
Фото из свободных источников Интернета.
Фото из свободных источников Интернета.

Ловушки сочинения

Чтобы получить допуск к ЕГЭ по русскому языку, каждый будущий выпускник должен стойко пройти испытание итоговым сочинением. Для кого-то это вообще не проблема, а для кого-то это настоящая нервотрёпка.

Нужно выразить свои мысли, порассуждать на какую-то тему с привлечением произведений. И здесь сюжет не спрашивают. Здесь нужно анализировать, думать, делать выводы, давать оценку, характеристику.

Ошибка многих учеников - это уход в пересказ. Но такая работа не будет зачтена. Знать сюжет рассказа или романа - прекрасно, но нужно уметь и распоряжаться этим знанием.

На что же ориентироваться, чтобы удержать себя от пересказа? Сейчас расскажу.

Опорная схема для анализа произведения

Я предлагаю своим ученикам памятку в виде схемы с основными моментами, на которые нужно обратить внимание. На этой схеме можно найти ориентир для создания своего анализа. И данный ориентир позволит избежать искушения уйти в пересказ.

Фото автора.
Фото автора.

Здесь 4 основных пункта.

  • Это напоминание о том, что тема, тезис и аргументы должны представлять единое целое, не противоречить друг другу. Когда что-то выбивается из системы, всё разрушается. Так и любое сочинение посыплется из-за каких-либо расхождений внутри него. Здесь все элементы работы должны петь в хоре, а не стараться запеть сольно.
  • Важен главный герой. Мы его пристально рассматриваем, оцениваем его качества характера, поступки.
  • Если избран какой-то эпизод, то анализируем его тоже с позиций главного героя. Думаем, зачем автор создал такую ситуацию, оцениваем поведение героя в ней.
  • Важны и наши чувства. Мы можем проникнуться симпатией к герою, ему сострадать, его жалеть. А можем невзлюбить его.

Опорная схема в действии

Я покажу, как планировать ход рассуждения на примере произведения А.П. Платонова "Юшка".

Фото автора.
Фото автора.

Моя задача - привязать тему к аргументу. Поэтому я для себя переделываю тему сочинения и включаю в неё своего литературного персонажа.

После этого вспоминаю, какие поступки совершает мой герой, как ведёт себя в произведении. Это поможет мне выявить его черты характера.

Фото автора.
Фото автора.

Дальше мне нужно понять, как к главному герою относятся другие люди, как его оценивают. После этого выбираю для себя какой-то эпизод из произведения и сравниваю, как ведут себя окружающие и как ведёт себя Юшка. Это позволит мне понять, что я чувствую, что я испытываю.

Это канва для будущего рассуждения. Осталось собрать все эти крупинки в единое целое. И получится аргумент.

Пример аргумента на основе опорной схемы

Праведником можно назвать главного героя произведения А.П. Платонова "Юшка". Ефим, как его звали на самом деле, - невероятно спокойный, безобидный человек с чистой душой и добрым сердцем. Он не стремится к обогащению, живёт скромно и во всём себе отказывает. Юшка, как его прозвали люди, все заработанные деньги отдает девочке-сироте, чтобы она ни в чем не нуждалась и получала образование. Благородно, не правда ли? Не каждый способен вот так ограничивать себя ради другого.

А ещё Юшка искренне любит людей, верит, что они добрые где-то в глубине души. А ведь они обижают его, жестоко с ним обращаются. Можно оценить степень озлобленности общества, обратившись к эпизоду, в котором дети кидали в этого доброго человека камни. Им хотелось повеселиться, хотелось агрессии. Но Юшка терпел, не вступал в конфликт. Человек, душа которого не заражена злом, не способен на агрессию. Таким образом, Ефим - это праведник, обладатель лучших качеств, образец для других.

В следующей публикации я порекомендую короткие произведения для аргументов. Пригодятся они и для сочинения ЕГЭ.

Опорную схему для итогового сочинения можно посмотреть здесь.

Спасибо, что прочитали статью до конца! Если материал оказался Вам полезен, буду рада ответной реакции!