Найти тему
Пенсионер с удочкой

Тюнинг ПВХ лодки. Обзор возможностей

Осень, конец активного водномоторного сезона. Самое время задуматься над тем, как улучшить лодку, перед тем, как убрать ее на зимнее хранение. Конечно можно и зимой, и весной заниматься доводкой лодки до оптимума. Но , по своему опыту знаю, что как лодку уберешь, так она и лежит потом до весны, и только перед первыми поездками на плотву хватаешься за голову, ведь хотел сделать и то, и то, и третье, и времени было полно, а как обычно получается, "хватай мешки, вокзал уходит!"

С другой стороны, я сам увы, не рукодельник, и как правило, обхожусь лодкой в состоянии "как есть". Но вот поглядеть, что и для чего можно сделать, как сделать свою рыбалку комфортнее, а может и безопаснее, иногда бывает очень полезно. Поэтому данная статья посвящена именно обзору возможностей улучшения лодочного быта. Сразу скажу, что ни о каких таргах для троллинга писать не буду принципиально. Это тема отдельная, и не очень интересная мне.

Помог мне в написании этой статьи мой друг, заядлый водномоторник, путешественник, и начальник производства фирмы "Гладиатор" Михаил Лукин. Все примеры и фото приведены с его лодки, на которой он совершал неоднократно переходы вокруг Ладоги и Онеги, проходил многокилометровые водные маршруты.

Сразу приношу извинения, что фото не "парадные", а рабочие, сделаны с лодки только что вернувшейся из очередного похода.

И еще один момент, в этой статье я даю только темы для "доделок", а что как лучше сделать, об этом , надеюсь, будет еще несколько статей на моем канале, если тема окажется востребованной.

1 Кольца для дополнительных крепежей и перегородок

Это очень распространенная проблема - крепеж груза, особенно в многодневном походе. Да даже и в не очень многодневном, а например в часто встречающихся вариантах - поехали на неделю, по воде надо отвезти со стоянки кучу вещей, и если загрузить их в лодку еще удается, то у абсолютного большинства возникает проблема - закрепить их, что б не потерять, что б движущиеся в лодке твердые предметы не протерли баллон, и т.п. Наблюдаем чаще всего такие вот картинки

Либо вещи накиданы аккуратно сложены, в надежде, что "так доедут"(как на первом фото), либо, как на втором и третьем - для фиксации используются штатные детали лодки, вовсе для этого не предназначенные. Леера, ручки и т.п. При этом при наличии на водоеме хоть небольшой волны, все эти "крепежи" разбалтываются, и ,в лучшем случае, неумолимо едут в сторону задней банки, в худшем - растрясшиеся вещи потихоньку разбегаются по лодке, поскольку теряется плотность крепления. и в самом худшем случае - либо до конечной точки маршрута доезжает не всё, либо и вовсе приключается незапланированная дыра в баллоне. Поэтому чем больше в лодке возможностей прикрутить что-то, дабы оно не болталось, тем лучше.

Решение этой проблемы простое. И это одна из самых экономичных и простых "доделок". Наклеивается разумный минимум дополнительных полуколец. Украшать всю лодку пирсингом, как рьяный панк тело, конечно не стоит, но несколько колец в носовой части,

пара колец на дне в корме, для крепления бензобака (или бензобаков, в случае длительного похода)

И, самое главное, отделить носовую часть лодки, куда в походе складывается основной груз, небольшой перегородкой, тоже крепящейся на кольцах.

Подобная "перегородка" очень существенно помогает фиксировать груз, и избежать его ненужного перемещения даже в самую крепкую волну, в которую вы решитесь выйти. Для лодок длинной до 3,8 метра вполне достаточно одной подобной перегородки (и колец под нее), на лодках "4 метра +" можно предусмотреть крепления под пару перегородок.

2. Носовой тент

Я бы даже сформулировал шире. Правильный носовой тент. То есть такой, который максимально выполняет свои функции. Основная - защита от прямой волны. На 95% вода в лодке - следствие перехлеста волны через носовую часть лодки. Неважно какого происхождения волны. Штормовые, нагоняемые ветром, или стоячие, получающиеся в результате взаимодействия течения и препятствий, , все равно лодка в общем случае идет или на волну прямо, или к волне галсом, забираясь на нее или встречая ее под углом. Боковая волна лодку как правило не заливает. Она может ее перевернуть, но соотношение масс и скоростей надувной лодки и боковой волны не предполагает захлестывания. А вот при движении на волну встречные скорости лодки и волны достаточно часто приводят к заливанию воды в нос. Особенно неприятно это, когда лодка идет груженая вещами, да еще например не упакованными в непромокаемые гермы.

Теме носового тента можно посвятить отдельную статью. Поэтому здесь я ограничусь перечислением требований, которые стоит учитывать при выборе или самостоятельном изготовлении тента.

1 Достаточная жесткость конструкции. Особенно важно, если вы собираетесь выходить на большие водоемы, или пороги со стоячей волной. Именно поэтому у данной лодки, которая взята для примера тент имеет дополнительные дуги, создающие ребра жесткости, крепящиеся к носовой части лодки.

Часто тент держится только на одной раме, при этом при врезании в достаточно высокую волну передняя поверхность может элементарно продавиться под напором воды. Как например произошло при испытаниях первого варианта тента на этой лодке

-6

Вот этот вариант тента не имел передних дуг, и когда мы эпично вошли в стоячую волну

-7

то масса воды его продавила так, что часть креплений была сорвана. После чего и появились и передние дуги - ребра жесткости, и большая по сравнению с первой версией, обтекаемость тента.

2. Геометрия тента

Кроме положительной функции - защиты от воды, тент обладает определенной парусностью. И это влияет и на ходовые качества, как при перемещениях на большие расстояния, так и при рыбалке. Высокий тент снижает скорость лодки при встречном ветре, причем довольно существенно, и очень сильно может мешать например при том же троллинге, когда ветер дует по ходу лодки, добавляя лишние несколько километров в час.

3. Прозрачность тента

Вот это свойство неоднозначное. Сейчас стало модным делать вставку из прозрачного ПВХ, как бы для улучшения обзора. У меня на моей лодке такая есть тоже. И могу сказать, что это функционал бесполезный. При волнении или дожде сквозь капли на внешней стороне не видно практически ничего. Еще он имеет приятное свойство при перепаде температур вечером запотевать изнутри. Единственный вариант, когда передним "окном" удобно пользоваться, это ход в тихую , спокойную погоду. Но в этом случае и без тента идти не очень обременительно.

А вот реально где нужна прозрачная вставка - это в случае, когда у вас "регистрат", и тент закрывает часть номера, или весь номер.

Идиотизм наших доблестных контролирующих служб может дойти до того, что при закрытом тентом номере будет выписан очень неслабый штраф, как за управление судном, подлежащем государственной регистрации без бортовых номеров. К сожалению автор был в этой ситуации.

3. Фальшборта

Я напомню, что цель данной статьи, перечисление возможностей тюнинга лодки, и приведение аргументов для понимания смысла того или иного улучшения.

Когда и если вы тюнингуете лодку сами, то мысль сделать фальшборта врядли придет вам в голову. Просто потому что это достаточно затратный и технологичный процесс. А вот если вы придете в сервис, то скорей всего вас начнут убеждать, что поставив пару дополнительных недобаллонов сверху , вы существенно повысите безопасность вашего нахождения на воде. И это будет сущая ерунда! Равно как аргумент про "увеличение грузоподъемности".И грузоподъемность , и безопасность определяется основными баллонами лодки. В случае попадания в сильную бортовую волну, наличие фальшборта ничего не меняет. Лодка переворачивается точно так же, как и без. Проверено автором тоже на своем личном опыте.

Больше того, при ловле рыбы баллон фальшборта чаще мешает, чем помогает, а еще делает менее удобным посадку в лодку.

Для чего же их так упорно клеют? Да только ради одного. Для того же, для чего наращивают борта у стареньких грузовиков дополнительным рядом досок. Увеличение полезного объема. То есть вес того, что вы можете погрузить будет определяться несущими баллонами, а вот количество вещей, укладываемых в лодку свободно и без дополнительного крепления сверху увеличивается существенно.

Ну и косвенные моменты. некоторые люди просто себя спокойнее чувствуют, когда сидят в лодке с более высоким бортом. Да, еще фальшборт дает дополнительную жесткость носовому тенту, уменьшая свободный провис его "скул"

-9

Поэтому вопрос установки/не установки фальшборта на лодку, в большинстве случаев осуществляется по критерию "нравится/не нравится", ну и на мой взгляд, для лодки используемой в основном для рыбалки, особенно на внутренних водоемах, эта опция избыточна.

4. Дополнительные леера, ручки, рымы

А вот на чем экономить не стоит, это на разного рода бортовых аксессуарах, облегчающих транспортирование лодки к воде, дающих возможность держаться, или чего то прицепить к лодке

Даже если у вас штатно есть бортовые леера, то сделать еще один снаружи баллона будет не лишним. И важно, что бы они были достаточно прочно закреплены. И имели некоторый запас "вытягивания", Для чего?

Увы, например когда необходимо зацепиться за лодку снаружи.

.

-10

Наличие подобной "петли" может помочь забраться на лодку через баллон, используя леер, как опору для ноги.

-11

Вот, кстати, именно при наличии фальшборта, такой вариант залезания возможен. В данном случае верхний и нижний леер выполняют функцию ступенек веревочной лестницы. В противном случае - забираться на ПВХ лодку - тот еще "аттракцион". Даже зная "правильный" алгоритм - через корму, используя антикавитационную плиту мотора как опору для ноги, все равно без дополнительных возможностей для хвата руками на баллоне это очень проблемное занятие.

Дополнительная внешняя ручка может использоваться как для переноски лодки, так и ступенькой для залезания в лодку с высоким бортом.

-12

Рымы могут использоваться как для швартовки или фиксации якорной веревки, так например и для установки дополнительной носовой фары.

-13

Тогда под нее придется еще немного дорабатывать носовой тент.

-14

Но вопросы электрооборудования лодки вобще тема отдельная.

5. Ликтрос

На абсолютном большинстве современных моделей ПВХ лодок крепление сидений осуществляется с его помощью, и на борту он наклеен уже штатно. Есть компании, которые на нем экономят. Тогда стоит не пожадничать и поставить пару тросов по бортам. Это универсальный держатель и для банок, и для эхолота, и для многого другого. Есть много мелких сумочек под инструменты, ЗИП, термос, держатели для спиннингов, и любую мелочь, которую хочется иметь под рукой.

6. Кресло капитана (рулевого)

Вот это девайс, который однозначно заслуживает внимания, как заядлого рыбака, так и просто водномоторного туриста. В чем прелесть стула? В наличии спинки. Казалось бы пустяк, ан нет... Когда несколько часов сидишь на банке, спина бывает устает, что называется очень-очень. А если еще трясешься по волнам, то и вовсе водный поход утрачивает половину своего очарования. Даже если банки с мягкими накладками. На спину это никакого эффекта не оказывает. А вот наличие кресла со спинкой - да.

Я видел в пайольных лодках люди поступали вобще просто, выкидывая заднюю банку, и устанавливая в лодке обычный туристический стул. Не очень хорошая идея, но рабочая. Правда при этом незакрепленный стул шарахается по лодке, а я уже писал в первом пункте, что любое неконтролируемое движение вещей, трущихся о баллон, может привести к негативным последствиям. Особенно если это металлические ножки стула, пусть и алюминиевые. Плюс (точнее минус), теряется место, поскольку под стул мало что положишь.

Есть варианты кресла на ликтросе, с откидывающимися в пол ножками-опорами. Некоторые умельцы приделывают ногу к пайолу и на нее ставят чуть ли не офисное кресло. Простор для фантазии велик, все ограничивают только возможности транспортировки лодки к месту спуска на воду.

Вариант, исполненный на лодке, которую я сейчас беру для примера, мне нравится, как раз относительной простотой исполнения, небольшими габаритами в сложенном виде, и сохранением возможности загрузки объема лодки.

-16

Складное кресло установлено на немного нештатную, усиленную под ним, банку. Которая в свою очередь штатно крепится на ликтрос. Сохраняется рабочий объем и под банкой, и на банку рядом с рулевым может либо сесть человек, либо быть установлен какой-то груз. В сложенном виде кресло может использоваться как более высокая "сидушка".

-17

Крепление кресла к банке - 4 винта.

-18

А вот о поворотном механизме кресла я расскажу в одном из будущих блогов.

7. Дистанционное управление

Вот это пункт который наверное требует самого глубокого обдумывания, поскольку далеко не каждый мотор позволяет себя переделать под "дистанцию". Больше того, как правило вопрос "румпель" или "дистанция" решается на момент покупки мотора. И управление со штурвала очень сильно отличается от управления румпелем.

Но для одиночного хождения на НДНД рулевое имеет очень важное преимущество. Расположение основной массы загрузки лодки ближе к носу или к центру, существенно повышает безопасность управления на скорости.

Но вот меня как пользователя, который в основном катается на короткие рыбалки (один-три дня) , всегда отягощающим и отталкивающим фактором была сложность установки дистанционного управления. У меня оно ассоциируется сразу как минимум с наличием гаража и прицепа, для хранения и перевозки лодки в собранном виде весь сезон.

И здесь я был поражен, как Михаил в течении буквально менее чем 5 минут собрал систему дистанционного управления, разбив напрочь мой стереотип. Правда тяги рулевого управления уже были подсоединены к двигателю. Но все равно... я был очень впечатлен.

Ну а качество такого управления я опробовал в поездке с командой "Гладиатора" в Ладожские шхеры несколько недель назад.

-20

8. Транцевые колеса

-21

На мой взгляд, чем легче лодка, тем меньше нужды в транцевых колесах. Но в некоторых случаях их наличие существенно облегчает минуты жизни в самом прямом смысле . Поскольку использование транцевых колес действительно сводится к минутам спуска-подъема лодки. Особенно они актуальны, когда лодку по тем или иным причинам надо убирать с берега на короткое время, например на ночь, а место куда она убирается от берега далеко.

Есть еще один небольшой, не сильно известный лайфхак использования транцевых колес не совсем по прямому назначению. Если лодка стоит под ветром у берега, то выставив ее на колеса, даже не вынимая ее полностью из воды на берег, она существенно меньше трется о камни и коряги при волне, идущей в берег. Иногда это имеет очень важное значение.

Еще транцевые колеса - известный повод для шуток над их забывчивыми владельцами. За последние четыре года я дважды оказывался в ситуации "забыл поднять". Но, в целом, аксессуар достаточно полезный.

Несколько слов в завершение

Я конечно не претендую на полноценный обзор всех возможных улучшений лодок. Больше того, это скорее довольно поверхностный обзор, даже я сохранил несколько небольших "изюминок" из личного опыта.

Но главное что я хочу донести - перед тем как начать модернизировать лодку - думайте, что и для чего вы хотите сделать. Если у вас у самого рукодельнический зуд, то это хорошо, экспериментируйте на здоровье. Но к салонным специалистам по продажам и тюнингу стоит относится критически и взвешенно, прикидывая плюсы и минусы тех или иных рекомендуемых доделок.

На этом мой небольшой обзор я пожалуй и закончу. Пишите в комментариях, что еще можно сделать долгими осенними вечерами.