Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы добрались до 15-ой главы Евангелия от Луки.
Половина шестнадцатой главы посвящена истории управителя богатого человека. Хозяин узнал, что он
“расточает имение его” [Лука 16:1],
и сказал:
“дай отчёт в управлении твоём, ибо ты не можешь более управлять” [Лука 16:2].
Управитель понял, что теряет работу. Копать он не умеет, просить стыдно, тогда придумал способ:
“чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом” [Лука 16:4].
Позвал должников господина и вместе они сделали поддельные расписки. Тот, что был должен
“сто мер масла” [Лука 16:6],
написал 50, а другой вместо
“сто мер пшеницы” [Лука 16:7],
записал 80.
Дальнейшее повествование меня обескуражило:
“И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своём роде” [Лука 16:8].
Но это еще не все, Иисус добавляет:
“И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители” [Лука 16:9].
Вот я как-то всегда думала, что некоторые чиновники живут “не по-Божески”, а оказывается, очень даже, по-христиански…
Хотя, следующий текст, вроде как, соответствует человеческой логике:
“Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто доверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне” [Лука 16:10-13].
Фарисеи посмеялись над Христом, а он ответил:
“вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом. Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадёт” [Лука 16:15-17].
Заметьте, как Спаситель акцентирует внимание на непреложности закона Моисея.
Однако, буквально в следующей строке, оспаривает его, утверждая, что развод - это прелюбодеяние, хотя в законе развод таковым не считается и является разрешенным, о чем говорится в книге Второзаконие глава 24, стихи 1-4.
В завершении 16 главы история про богатого человека и нищего Лазаря. Первый каждый день пиршествовал, а второй - лежал у ворот в струпьях, надеясь наесться крошками:
“Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его” [Лука 16:19-21].
Потом оба умерли, богатый попал в ад, нищий - в лоно Авраамово. Первый просит праотца прислать к нему Лазаря, чтобы тот палец намочил водой и охладил его язык, на что Авраам отвечает:
“вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь” [Лука 16:25],
и добавляет, что между ними такая пропасть, которую невозможно преодолеть никому.
Тогда бывший богач, просит отправить Лазаря к его еще живым братьям, чтобы предупредить. На это Авраам однозначно отвечает:
“у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их” [Лука 16:29].
Человек уверен, что если явится воскресший мертвец будет надежнее, но праотец не согласен:
“если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят” [Лука 16:31].
Как вы сами видите, здесь Иисус недвусмысленно говорит, о высокой ценности и значимости ветхозаветных текстов.
На этом 16-ая глава заканчивается, в следующей публикации нас ждет 17 глава Евангелия от Луки.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь