Найти в Дзене
Культурология для всех

Не согрешишь, не покаешься: три притчи о пользе греха

Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы добрались до 14-ой главы Евангелия от Луки.

Вся пятнадцатая глава посвящена идее, что один раскаявшийся грешник ценнее 99 праведников. Для ее подтверждения рассказывается аж три притчи. Первая о человеке, который потерял одну овцу из ста. Он бросил остальное стадо в пустыне, нашел потеряшку, обрадовался и на плечах принес домой.

Как на мой взгляд, очень опрометчиво оставлять 99 овец без присмотра. Или в пустыне все хищники перевелись? Но Иисус уверен:

“Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии” [Лука 15:7].

Меня всегда удивляла такая постановка вопроса: быть праведным - вредно, нужно, чтобы человек обязательно грешил, потом чувствовал себя виноватым и каялся. В современной науке это называется “комплекс вины”...

Вторая история о женщине, потерявшей одну из десяти монет. Затеяв поиски, она вымела всю комнату, нашла и очень обрадовалась. Вот такой сюжет отлично себе представляю: и драхму нашла, и убралась заодно. Вот только, сомневаюсь, что станет звать подруг и делиться радостью о потерянной и найденной монете.

Третий сюжет - это знаменитая история о блудном сыне. У отца было два мальчика. Младший попросил свою долю наследства, через несколько дней отправился в дальние края и там:

“расточил имение своё, живя распутно” [Лука 15:13].

В той стране наступил голод, и младшенький нанялся пастухом, но все равно бедствовал мечтая о еде, которой кормили свиней. Тогда он вспомнил, что работники его отца всегда сыты. Юноша решил пойти, повиниться и наняться к нему:

“встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих” [Лука 15:18-19].
-2

Когда младший сын вернулся, отец еще издали заметил его:

“и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его” [Лука 15:20].

Тот покаялся, как и собирался. Отец велел переодеть его в лучшую одежду, надеть перстень, обувь, заколоть теленка и устроить праздник.

-3

Когда узнал об этом старший брат, то рассердился и сказал отцу:

“вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка” [Лука 15:29-30].

Папа возразил:

“сын мой! ты всегда со мною, и всё моё твоё, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв, и ожил, пропадал, и нашёлся” [Лука 15:31-32].

Не знаю как вы, а я отлично понимаю старшего брата: стараешься, работаешь, даже, с друзьями посиделки устроить не можешь, а этот шлялся где-то, деньги прогулял, явился, и все "пляски с бубнами" вокруг него устраивают. Обидно! Не согласны?

На этом 15-ая глава заканчивается, в следующей публикации нас ждет 16 глава Евангелия от Луки.

В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.

Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала

Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:

Культура средневековой Индии - начало здесь

Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь

Культура средневековой Камбоджи - начало здесь

Культура средневекового Таиланда - начало здесь

Культура средневекового Китая - начало здесь

Культура средневековой Японии - начало здесь

Культура средневековой Европы - начало здесь