История основана на реальных событиях.
- Мама, ты опять уходишь? - четырехлетняя Вика смотрела на Катю, надув губки.
- Милая, - опустилась перед ней на колени Катя, - я вернусь, слышишь, обязательно. И мы сошьем для кукол модную одежду. А сейчас побудь с бабушкой, она тоже отлично умеет играть.
- Но я хочу с тобой!
Катя достала телефон и нашла нужную фотографию.
- Тебе тепло?
Вика кивнула.
- Кушать хочешь?
Девочка отрицательно покачала головой.
- Смотри, - показала она ровесника дочери. - Это Миша, вместе с бабушкой они заблудились в лесу, им очень страшно и холодно. Ты же хочешь, чтобы они нашлись?
Вика внимательно посмотрела на маленького темноволосого мальчика и кивнула.
С виду обычный улыбающийся малыш, но где он сейчас? Как найти его среди сотен гектаров леса? Сколько таких, кто по статусу поисков НП* или НН*? Но, начиная поиски, каждый из группы надеется, что все закончится благополучно. Как часто Кате задавали один и тот же вопрос: вы ее (его) найдете? А она не могла обманывать. А вдруг не найдут, как тогда станет смотреть она в доверчивые глаза родственников? Она просто не имела права так отвечать.
- А он сильно потерялся? – снова задала вопрос Вика.
- Очень сильно, - грустно вздохнула Катя. Шел третий день поисков, область увеличили, но следов до сих пор обнаружено не было. Пугала и погода. Осень набирала обороты. В лесу и летом тяжело неподготовленным людям, тем более 65-летней женщине и маленькому ребенку. Как это часто бывает они вышли за грибами и не вернулись. Мать сразу же написала заявление в полицию и обратилась к ним. И Катя не смогла остаться в стороне, ведь на кону были две жизни.
Она крепко обняла Вику и чуть не расплакалась, представляя, как это страшно: быть в неведении, где именно твой ребенок. Но нельзя дать волю эмоциям. В такие моменты надо быть до предела собранной, потому Катя остановила сама себя.
- Мне пора, - поцеловала она дочку.
- Надолго? – спросила мать.
- Надеюсь, скоро найдем. Но если нет, дашь мне три дня?
- А работа?
- Договорилась, меня Аня подменит.
Та грустно покачала головой.
- Я горжусь тобой, Катя. Будь там, сколько должна. И позвони, как только найдете. Дождевик взяла? - мать стояла, прислонившись к косяку, по-своему переживая ситуацию, и Катя, кивнув в ответ, вышла. Сколько раз мать приходила на выручку, когда Кате нужно было срываться и бежать, чтобы помогать другим людям. Но чужих в таком не бывает! Как она потом сможет смотреть себе в глаза, пройдя мимо беды? Зная, что могла помочь, но понадеялась на кого-то другого.
Однажды такое с ней случилось: когда искали 11-летнего Глеба, но она уверила себя, что людей достаточно, и без нее справятся. НО. Вечное страшное Но, где у поиска законченный статус НП*. Она долго винила себя, ведь все могло выйти иначе. Возможно, именно ее не хватило, чтобы найти ребенка вовремя. Он не дождался всего день, и от этого было еще горше.
Катя села в машину и поехала на местность, где уже собирались ее «рыжие коллеги». Приехало неожиданно много народу, подтянулись местные. Поисковый отряд «ЛизаАлерт» называл себя негласно Лисой. Катя пришла сюда после семи лет его существования, да так и осталась одной из лис. Кому не все равно, кто готов искать и день, и ночь, не беря за это никакой награды. Знакомые ее увлечения не понимали. Она давно перестала встречаться с подругами, ведь на это нужно время, которого у нее катастрофически не хватало. Девушка даже не всегда успевала пообщаться с дочерью или мужем, который возвращался домой после вахты. Их брак был на грани, но ему пришлось понять и принять ситуацию, ведь однажды среди пропавших оказался и его друг, которого благополучно вернули домой. И, если бы не неравнодушные бескорыстные люди, все могло бы закончиться иначе.
Катя до жути боялась, да и до сих пор это чувство сидит в ней, найти пропавшего тогда, когда уже поздно. Пусть лучше это будет кто-то другой, но только не она, ведь это так тяжело. И пока работало.
Катя прочесывала свой квадрат, внимательно присматриваясь. Если пропавшие не отзываются на крики, это не значит, что их здесь нет, они могут быть просто без сознания или травмированы.
- Миша, Галина, - кричала она, а ветер уносил слова дальше в лес.
Внезапно она услышала что-то, сердце быстро застучало. Неужели есть отклик?! Она еще раз крикнула, и ветер принес чей-то голос. Бросившись по направлению к звукам, она не чувствовала, как высокая крапива хлестала ее руки, как шипастые прутья малины цепляли кожу, оставляя на ней царапины. Лишь потом она осознает, что горят руки, а сейчас Катя бежала к надежде. Но это оказалась другая «лиса», и, когда они все же добрались друг до друга и осознали, насколько были ложными надежды, какая-то тоска легла на плечи. «Не отчаиваться», - гнала себя вперед Катя, но вслед за тоской на хрупкие плечи легла ночь. Она не хотела прекращать, но внимательность снизилась, пора отправляться отдохнуть.
Звонила мать, но порадовать ее было нечем, и лишь громкий шепот Вики, что она очень любит Катю, заставил на секунду улыбнуться, а потом прорвал поток слез: от бессилия и безысходности.
Лишь под утро Катя узнала, что их нашли. И, видя, как мать прижимает найденное дитя, орошая его слезами счастья, в который раз поняла: Нет чужой беды, нет чужих детей. Если человек пропал - значит, ему точно надо помочь вернуться домой.
Статусы поисков
У начатых поисков могут быть промежуточные и окончательные статусы.
НАЙДЕН, ЖИВ (НЖ) — потерявшийся найден (вышел сам, найден поисковым отрядом, полицией, родными и так далее).
НАЙДЕН, ПОГИБ (НП) — потерявшийся найден погибшим.
НЕ НАЙДЕН (НН) — пропавший до сих пор не найден, поиск продолжается.
СТОП, ПРОВЕРКА ИНФОРМАЦИИ (СТОП) — найден человек, предположительно пропавший; по алгоритмам «Лиза Алерт» до смены статуса на «Найден, жив» или «Найден, погиб» близкие должны подтвердить личность человека (или, если речь идет о найденных останках, это должны сделать эксперты).
ИНФОПОИСК — поиск ведется распространением ориентировок, обзвоном больниц, бюро регистрации несчастных случаев и полиции и автономными проверками свидетельств.
АКТИВ — поиск ведется со штабом и работой поисковых групп по задачам координатора.
ОТКАЗ ЗАЯВИТЕЛЯ — заявитель по какой-то причине просит прекратить работы по поиску или передумал подключать добровольцев к поиску.
ОТКАЗ В ПОИСКЕ — мы по какой-то причине отказываем в поиске.
ОТПРАВЛЕНО В «ЖДИ МЕНЯ» — в некоторых случаях мы рекомендуем заявителям, которые ищут давно пропавших людей, обратиться в программу «Жди меня».
ОБРАТНЫЙ ПОИСК — когда человек найден, но не может себя назвать (бабушка или дедушка с деменцией, травмированный или находящийся в кризисном состоянии человек, маленький ребенок) и мы ищем его родных.