В России немного найдется мест, где можно наблюдать красноцветные отложения девонского возраста во всем их великолепии. Одно из них — Андомский геологический разрез (Андома-гора), расположенный в северной части Вологодской области на берегу Онежского озера (Андомский мыс).
Андомский мыс находится на юго-восточном берегу Онежского озера, на территории Андомского сельского поселения Вытегорского района Вологодской области, в 2 км от устья реки Андома и в 40 км к северу от г. Вытегра. Из Вытегры по трассе А-119 (дорога на Медвежьегорск, что огибает Онежское озеро справа) нужно ехать до поворота налево в сторону д. Щекино и Тудозера. Далее дорога идет по самому краю Онежского озера до д. Ольково – конечной точки маршрута. Деревня Ольково, как и оставленная позади д. Гневашевская стоит на обрыве, с которого открывается великолепный вид на побережье. Мыс на 60 м возвышается над водами Онеги, в его склоне, обращенном к озеру, открываются девонские породы с возрастом около 360 млн. лет.
Все породы смяты в три асимметричные антиклинальные складки северо-восточного простирания с амплитудой 80-100 м и размахом крыльев 200-400 м. Центральная складка разорвана сдвигом с амплитудой 10-12 м; ряд разрывных нарушений осложняют и другие складки. В абразионном уступе, представляющем собой почти отвесный обрыв, снизу вверх обнажаются: Швентойско-саргаевский горизонт (нерасчлененные подсинегорско-чудовские слои) - красновато- и лиловато-коричневые пески с пачкой переслаивания (8 м) голубовато-серых глин и песков в средней части (нижняя толща; 25 м); - переслаивание оранжево-красных и розовых песков и алевритов и красновато-коричневых и голубовато-серых глин с линзами и прослоями слабосцементированных песчаников, содержащих многочисленные остатки панцирных рыб (верхняя толща; 40 м); Семилукско-бурегский горизонт (нерасчлененные шелонско-бурегские слои) - красные, желтовато- и розовато-серые слюдистые косослоистые пески с остатками двустворчатых моллюсков (60 м); Нижневоронежский подгоризонт (снежские слои) - светлые розовато-белые пески с прослоями голубовато-зеленых и красновато-коричневых глин (20 м).
Совсем небольшой участок побережья, протяжённостью всего три километра является ландшафтным, геологическим и палеонтологическим заказником, единственным в области геологическим памятником природы республиканского значения.
Спуститься на берег можно прямо там, пройдя через деревню Ольково. Но стоит учесть, что склон довольно крутой, обрывистый, и для неподготовленного человека может стать нелегким испытанием. Можно проехать или пройти чуть дальше по грунтовке, где дорога вплотную прижимается к озеру – в этом месте наблюдается понижение рельефа, есть пляж и отсюда можно попытаться добраться до обнажения пешком по берегу, в обратном направлении. Однако и тут без подводных камней не обойтись. Береговая полоса очень узкая, периодически подтапливается, много осыпей, и часто пробираться приходится по нагромождению скользких камней – ледниковых валунов. В хорошую погоду на берегу не укрыться от яркого солнца, но с каким удовольствием можно окунуться в прозрачные чистые воды Онеги, поплавать, в буквальном смысле, среди девонских обитателей. В ненастье – очень ветрено, волны захлестывают и так не широкий берег, но зато напрочь сдувает весь гнус. Все эти, поверьте, совсем незначительные минусы с лихвой окупаются великолепным видом почти отвесного цветного склона, бескрайней синевы водной глади, огромного необъятного неба, ощущением тишины и покоя в этой уютной гавани, спрятанной от шума и суеты цивилизации.
Андома-гора сложена из разноцветных, красных, зеленых, фиолетовых песчаников и песков. Цементом в песчаниках служат окислы кремния и железа, и реже карбонат кальция. Слоистость пород разнообразная: косая, перекрестная, параллельная, что указывает на разный генезис отложений: дельтовый, русловой, озерный и прибрежно-морской. Иногда отмечается рябь течений.
Красно-желтая палитра склонов - заслуга окислов железа, говорящая о жарком климате верхнего девона. Подъемный материал можно собирать прямо по линии прибоя, не нанося ущерба Андомскому разрезу - местами среди глинистых песков наблюдаются целые прослои остатков Holoptychius nobilissimus, Asterolepis omata, Psammosteus weberi Obr. , Coccosteus mironovi Obr., Bothriolepsis maxima Dross., Devonorchus laevis Gross., Psammosteus meandrihus Ag., Bothriolepis panderi Lahus., Crossopterygii incertae Sedis и других панцирных рыб.
В. П.Амалицкий в обнажениях Андомской горы нашел остатки пелеципод: Avicula (Leptodesma) sp., Avicula (Schelonica) alula Eichw., Shizodus devonicus Vern. Кроме того, установлены остатки брахиопод, остракод, гастропод, морских лилий и харовых водорослей. Так называемые рыбные брекчии – фрагменты и зубы кистеперых рыб, окаменевшая чешуя и кости голоптихиуса, панцыри плакодерм, зубные пластины двоякодышащих рыб - во множестве попадаются на бечевнике, по ним буквально ходишь ногами.
В береговых обрывах частенько встречаются окаменелые стволы и ветви археоптерисов (Arhaeopteris) (не путать с Археоптериксами – первоптицами), древних предголосеменных, отличающихся хорошей сохранностью, которые произрастали в узкой прибрежной полосе 360-365 миллионов лет назад. Археоптерисы обладали свойствами, не присущими ни одному из ныне живущих деревьев, были совершенно самостоятельной группой растений; они не имели и не имеют аналогов в растительном мире Земли.
Листовые остатки Archaeopteris (Археоптерис, или «древний папоротник») были впервые описаны в 1871 г. из верхнего девона Северной Америки J.W. Dawson, а древесина этих растений – в 1911 г. из верхнего девона Донбасса М.Д. Залесским под родовым названием Callixylon (Калликсилон). Интересно, что лишь в 1960-е гг. американский палеоботаник Чарльз Бек доказал, что Archaeopteris и Callixylon – части одного и того же растения. Археоптерисы, одни из первых растений «настоящей» суши, они утратили необходимость в водной среде обитания, были первыми лесообразующими растениями Земли и именно им мы обязаны формированию лесов, как природного явления. Эти удивительные растения просуществовали на Земле менее всех других крупных групп растительного царства – только поздний девон, всего около 20 млн лет, и навсегда исчезли с лица земли в самом начале каменноугольного периода. За столь короткий срок они подготовили почвенный слой достаточной мощности для проникновения растительных сообществ в глубь суши
Внутри фрагментов стволов Археоптерисов можно обнаружить жеоды с щетками хорошо образованных кристаллов кальцита. Жеоды и друзы кальцита очень красивы, кристаллы имеют ярко-выраженный скаленоэдрический габитус – этакие «акульи зубы»; по большей части ожелезнены, что придает им нарядную желто-оранжевую окраску и выраженный блеск – настоящая находка для любителей-минералогов.
Брекчии с фоссилиями во множестве размываются водой. Ветер превращает песчаник в песок, часть разреза уже скрыта под оползнями. Геологический памятник не выдерживает неравной борьбы с такими сильными и безжалостными противниками, как время, вода и эрозия.
Если вам понравилась статья поставьте лайк :)
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!