Найти тему
275 подписчиков

Удовольствие на потом.

Откладывать удовольствия сейчас, чтобы потом получить больше?
Откладывать удовольствия сейчас, чтобы потом получить больше?

Какую бы книгу о психологии поведения человека вы ни читали, вам наверняка встретится там информация о знаменитом Стэнфордском зефирном эксперименте. По крайней мере, мне пришлось почитать и послушать о нем уже энное количество раз в самых разнообразных произведениях – от весьма серьезных научно-популярных до куда менее насыщенных фактами мотивационно-жизнеизменяющих.

Я все-таки напомню суть: во время эксперимента детишек 4-6 лет оставляли в комнате наедине с одной аппетитной зефиркой. Ребенку объясняли, что он может полакомиться этой вкусняшкой без промедления, но, что если он подождет возвращения экспериментатора, то получит еще одну такую же. Большинство детей соглашались подождать – но только на словах. Когда же они оказывались лицом к лицу с зефирным искушением, то не могли устоять – большая часть ребятишек съела угощение почти сразу же после ухода взрослого, и лишь единицы дождались дополнительного вознаграждения.

За всеми детьми-участниками эксперимента велось наблюдение на протяжении многих лет последующей жизни, и таким образом выяснилось, что в целом те из них, кто сумел проявить терпение, добивались лучших результатов в разных сферах.

Конечно, как и почти со всеми экспериментами, тут не все однозначно и можно найти поводы для сомнений. В свое время разные группы ученых проводили похожие эксперименты, пытаясь перепроверить полученные результаты. Кто-то утверждал, что исследование было проведено некорректно и пытался его опровергнуть, кто-то наоборот хотел подтвердить его значимость.

Но все-таки до сих пор описание и результаты этого эксперимента считаются ценными и важными в любой психологической литературе, так что они явно заслуживают понимания и внимания.

Что в общем-то наглядно показало и что подчеркнуло это исследование? То, что уметь откладывать удовольствие на потом (так называемое «отложенное, отсроченное удовольствие») необычайно полезно в нашей жизни. И что обычно это умение формируется – или не формируется – уже в раннем детстве. Тут, конечно, влияет множество факторов – наследственность, воспитание, среда. К сожалению, по этим причинам люди изначально не обладают одинаковыми шансами получить тот действующий механизм, который помог бы им справиться с окружающими соблазнами.

Однако даже если человек поначалу и не особо умеет откладывать удовольствие на потом во имя каких-то значимых для него целей (допустим, откладывать в сторону ароматную булочку во имя будущего здоровья и спортивной формы), это вовсе не значит, что он не способен постепенно этому научиться. Натренировать свою силу воли, так сказать.

Конечно, кому-то учиться будет легче, а кому-то сложнее, с какими-то соблазнами будет справляться легче, с какими-то сложнее, но самое главное – начать осознавать, что вообще-то эта способность «стараться для лучшего завтра» очень важна для наших собственных успехов. Потому что практически все значимые цели достигаются весьма медленно, требуют ежедневных усилий и регулярного выбора не в пользу сиюминутных удовольствий.