Найти тему
6,2K подписчиков

Мог ли обычный гражданин в СССР позволить себе купить легковой автомобиль?

1,8K прочитали
Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.
Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.

Приветствую вас уважаемые читатели канала!

Личные автомобили в Советском Союзе были предметом роскоши, хотя производители могли производить столько автомобилей, сколько необходимо. Так что же мешало советским гражданам сесть за руль?

В СССР было много автомобильных заводов, но получить автомобиль было не просто вопросом наличия денег. Некоторые люди даже считали, что производство было намеренно ограничено из опасения, что владение автомобилем даст советским людям слишком много свободы.

Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.
Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.

Первые автомобили в женских руках.

В первые годы существования Советского Союза отечественное автомобильное производство в России было в лучшем случае скудным. В стране в основном были только что «национализированы» иномарки, в том числе из имперского гаража, которые использовались в служебных целях. Хотя получить водительские права было не сложнее, чем сейчас, автошколы открывались по всей стране, покупка личного автомобиля воспринималась как нечто экстраординарное.

Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.
Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.

Поэт Владимир Маяковский был одним из первых советских граждан, у которого появился автомобиль. В 1928 году с разрешения Наркомата внешней и внутренней торговли СССР он привез из Франции «Рено НН» для своей любовницы Лили Брик. Сам Маяковский фактически не водил машину, но Брик очень хотела этого и стала первой женщиной в Советском Союзе, получившей водительские права. Через несколько лет к ней присоединились оперная певица Антонина Нежданова, у которой в 1931 году появился Ford A и кинозвезда Любовь Орлова, у которой был Packard-120. Конечно, чтобы купить иномарку, нужно было ехать за границу.

Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.
Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.

В 1930-е годы в СССР началось развитие собственной автомобильной промышленности.

Было даже выпущено несколько опытных партий первых легковых ГАЗ-А и КИМ 10-50, но затем Великая Отечественная война приостановила все эти проекты.

Слева направо: КИМ-10, ГАЗ-АА, ЗИС-5. А. Князев/Спутник. Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.
Слева направо: КИМ-10, ГАЗ-АА, ЗИС-5. А. Князев/Спутник. Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.

Очередь в полжизни.

После войны в СССР появилось большое количество «трофейных автомобилей» «Опель» и «Мерседес», и отечественные автозаводы копировали их для выпуска серийных моделей.

Спрос на это чудо техники оказался намного больше, чем предполагал Госплан, и поэтому покупка автомобиля предполагала ожидание в очереди годами.

«Накопил и машину купил!» популярный лозунг в то время.

Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.
Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.

При покупке автомобиля люди сталкивались с двумя большими проблемами: накопить достаточно денег и попасть в «очередь», поскольку далеко не все имели на это право.

Средняя зарплата рабочего составляла 800 рублей в месяц, а «Москвич 401» стоил 8 000 рублей, «Победа» стоила 16 000 рублей. Ожидание этих автомобилей составляло около четырех лет, так что было вполне реально накопить достаточно денег, пока ожидаешь свою очередь. Затем последовала денежная реформа 1961 года и цены изменились.

Средняя зарплата стала 170 рублей в месяц, а «Москвич» стал стоить 5000 рублей, «Волга» вдвое дороже. Но, как ни странно, желающих купить автомобиль становилось все больше. В 1960-е годы в Москве было зарегистрировано всего 150 000 автомобилей, а в 1970-м — полмиллиона, включая как частные, так и служебные автомобили.

Автомобильный завод имени Ленинского комсомола. С.Соловьев/Спутник. Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.
Автомобильный завод имени Ленинского комсомола. С.Соловьев/Спутник. Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.

Изменилась и система постановки на очередь. В начале 1960-х годов люди могли обращаться только по месту работы, а автомобили распределялись неравномерно: одно предприятие могло получать две машины в год, другое — десятки. Профсоюз решал, кто из списка наиболее достоин, и использовал это как своего рода поощрение. В общем, ждать приходилось шесть-семь лет.

Кстати, в Советском Союзе можно было получить кредит на покупку дорогостоящих товаров, например, телевизор, но автомобили можно было купить только за наличные.

Документ на право приобретения личного автомобиля, вот так он выглядел. На карточке была дата и время, когда можно было забрать машину, и указана ее цена. Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.
Документ на право приобретения личного автомобиля, вот так он выглядел. На карточке была дата и время, когда можно было забрать машину, и указана ее цена. Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.

Автомобиль ВАЗ 2106 стоил 7 930 рублей. Цвет был неожиданностью для покупателя и зависел от того, в каком цвете автомобильный завод выпустил последнюю партию.

Некоторым людям удавалось купить машину без очереди.

Например, один из пользователей отечественного автомобильного форума рассказал такую историю: «Мой дедушка, работавший на Норильском горно-обогатительном комбинате, через пять лет работы получил «Жигули» 21013. Соседи предложили обменять ее на их квартиру в областном центре; но бабушка не согласилась, настаивая на том, что машина станет достойным наследством для внука. Я ездил на ней около 15 лет, и теперь она ржавеет в старом гараже».

Москвич-2138. Валентин Мастюков/ ТАСС. Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.
Москвич-2138. Валентин Мастюков/ ТАСС. Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.
«Мой дед купил «Волгу» за 9 500 рублей в 1975 году, он был полковником со связями и после нужного телефонного звонка поехал на автозавод за машиной. Продал он ее в 1985 году за 18 000 рублей. Другими словами, машина была в эксплуатации 10 лет, а цена на нее выросла из-за дефицита на машины. По «блату» он сразу купил новую Волгу за 11 000 рублей», - поделился своей историей еще один пользователь.

Автомобильный завод имени Ленинского комсомола. Boris Kaufman/Спутник. Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.
Автомобильный завод имени Ленинского комсомола. Boris Kaufman/Спутник. Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.

В то же время стала популярной лотерея «Спортлото», которая давала людям шанс выиграть автомобиль. В 1972 году, например, маме Владимира Путина повезло, и она выиграла белый «Запорожец».

Владимир Путин и его "Запорожец". Дмитрий Астахов/Спутник. Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.
Владимир Путин и его "Запорожец". Дмитрий Астахов/Спутник. Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.

Но покупка машины была на самом деле только началом проблем. Потом нужно было достать бензин — бензозаправочных станций было очень мало, запчасти тоже были дефицитом, плюс купить гараж, так как машину могли поцарапать, если оставить ее припаркованной возле дома.

Даже за границей ходили шутки о трудностях покупки автомобиля и прочего дефицита в СССР. Например, американский президент Рональд Рейган сказал об этом в 1988 году:

«В Советском Союзе ждать машину можно десять лет. Вот приходит покупатель, вносит залог, а служащий ему говорит:

- Хорошо, возвращайтесь через десять лет за своей машиной.

- Утром или днем?

- Через десять лет - какая разница?

- Ну, через десять лет у меня сантехник по записи утром придет.

Откуда в СССР были иномарки?

Хорошо известно, что у первого космонавта Юрия Гагарина было две Волги (одну он купил сам, а другую вручило советское руководство) и футуристический спортивный автомобиль Matra-Bonnet Djet VS, который он получил в подарок во время своего визита во Францию. Музыкант и актер Владимир Высоцкий в разное время владел синим седаном Mercedes-Benz S-Class W116 и коричневым купе Mercedes-Benz SLC. Актеры часто покупали иномарки во время зарубежных гастролей, получив разрешение от руководства.

Юрий Гагарин и его Мантра-автомобиль. Валентин Мастуков / ТАСС. Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.
Юрий Гагарин и его Мантра-автомобиль. Валентин Мастуков / ТАСС. Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.

Но это был не единственный способ получить редкую машину. Иностранные политики часто дарили советским руководителям автомобили иностранного производства, иностранные модели также привозили для иностранных посольств.

Советский актер Иван Дыховичный вспоминал покупку списанной «дипломатической» Alfa Romeo, принадлежавшей жене аргентинского посла. «Сначала «Альфу» для меня оценили по цене «Запорожца», но фокус не сработал, потому что кто-то тоже захотел ее купить, поэтому мне пришлось заплатить за нее цену «Жигулей».

В 1985 году Советский Союз разрешил импорт подержанных иномарок, в том числе чешских Skoda, югославских Zastavas и восточногерманских Trabants. Начался автомобильный бум, и к моменту распада Советского Союза только в Москве было около миллиона автомобилей.

Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.
Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.

Если вам понравилась статья подписывайтесь на этот канал! Для вас это всего один клик, а для меня огромная мотивация работать его дальнейшим развитием. Заранее спасибо! Хорошего вам дня и крепкого здоровья!

При подготовке статьи использовался материал интернет портала rbth.