Гиперинтеллектуальные собаки-киборги. Паразитические инопланетные оборотни. Портальные пушки, открывающие шлюзы между измерениями. Наноразмерный парк развлечений в живом человеческом теле, с пиратским аттракционом через поджелудочную железу.
Научно-фантастический мир популярного мультсериала "Рик и Морти" причудлив и фантастичен. В эпизоде за эпизодом ученый-изгой Рик Санчес доказывает, что он самый умный - и, возможно, самый опасный - человек в этой и других вселенных, поскольку он варит концентрированную темную материю или крадет энергогенерирующие кристаллы из постапокалиптического ада.
Спасет ли Рик и его изобретения человечество или гарантируют его уничтожение, так и не ясно до самого конца титров.
Но хотя такие устройства, как портальная пушка Рика для пересечения мультивселенных, возможно, не существуют в реальном мире, научная концепция мультивселенных - нескольких копий вселенной, которые сосуществуют невидимым образом, - безусловно, реальна.
И это не единственное ядро подлинной науки, заложенное в программу, согласно новой книге "Наука Рика и Морти: Неофициальное руководство по самому глупому шоу на Земле" (издательство Atria Publishing Group), которая вышла в продажу сегодня (1 октября).
Большую часть юмора в "Рике и Морти" нельзя назвать интеллектуальным; сериал погряз в пошлых гэгах и шутках про туалет. Но если комедия часто может быть глупой, то наука - дело серьезное.
От взлома памяти до замораживания времени, от уменьшения людей до пригодных для жизни экзопланет - "на протяжении всего сериала они затрагивали некоторые действительно важные идеи", - говорит автор книги Мэтт Брэди, соучредитель и бывший главный редактор сайта новостей комиксов (и родственного сайта Live Science) Newsarama, а также учитель естественных наук средней школы.
"Я надеюсь, что с этой книгой или без нее - надеюсь, что с ней! - люди, посмотрев шоу, скажут: "Это интересно, интересно, это реально?". Затем они посмотрят его и, возможно, узнают немного о науке"
- сказал Брэди в интервью Live Science.
"Поднимитесь выше. Сосредоточьтесь на науке".
В одном из запоминающихся эпизодов, "Огурчик Рик", преображенный Рик (теперь уже огурчик) ловит таракана и берет под контроль его тело, манипулируя мозгом насекомого с помощью языка. Возможно, ученые не смогут превратить себя в огурцы, но исследователи продемонстрировали, что они могут управлять нервной системой тараканов с помощью стимуляции мозга, сказал Брэди.
"Если отбросить точное анатомическое расположение, то в мозгу насекомого есть место, которое, если ткнуть в него пальцем, заставит двигаться ноги (помимо всего прочего): Оно называется центральным комплексом"
- пишет Брэди в книге.
"Язык Рика, насыщенный калием и натрием, нарушает электрохимию мозга насекомого, посылая команды конечностям таракана". В реальном мире даже существуют наборы, предоставляющие все необходимые инструменты для создания тараканов-киборгов, которыми можно управлять дистанционно - правда, не с помощью языка пользователя, сказал Брэди в интервью Live Science.
"Для этого нужно немного поработать с тараканами, и это не для слабонервных"
- предупредил он.
Мультиверс, который является неотъемлемой частью мира "Рика и Морти", также был предложен и поддержан учеными, пишет Брэди. Брайан Грин, профессор физики и математики Колумбийского университета в Нью-Йорке, разработал модель девяти мультиверсов, а Макс Тегмарк, профессор физики Массачусетского технологического института, предположил, что существует до четырех мультиверсов.
Эти и другие гипотезы используют принципы физики для изучения возможного существования других, невидимых вселенных. Наблюдаемая Вселенная занимает пространство-время - континуум времени в сочетании с трехмерным пространством. Поскольку точный состав пространства-времени неизвестен, ученые не могут исключить, что оно содержит бесконечные копии Вселенной, которые мы просто не можем увидеть.
"Большое количество физиков сейчас верят по крайней мере в одну из версий того, что предложили Грин и Тегмарк, или в нечто очень близкое к этому, - пишет Брейди. Хотя возможно, что мы действительно населяем мультивселенную, "выяснить, какого типа мультивселенная, - вот в чем будет фокус"
- сказал Брейди.
Даже бесконечные мультиверсы в "Рике и Морти" - и бесконечные копии каждого человека - находятся в пределах возможного, добавил он.
"Если существует бесконечное количество повторений частиц, то Земли будут появляться снова и снова. Сколько их? Бесконечное число. Сколько существует копий меня? Бесконечное число. Это одна из тех мыслей, с которыми я знакомил своих студентов-физиков. Я говорил: "Вы будете думать об этом, и вам захочется лечь и очень долго смотреть на небо и просто сказать: "Ух ты!"".
"Мы все умрем. Идите смотреть телевизор".
Пока, по крайней мере, мультиверс остается концепцией для компьютерных моделей и мысленных экспериментов. Для сравнения, некоторые практические научные исследования в "Рике и Морти" поднимают серьезные этические вопросы, с которыми часто сталкиваются реальные ученые. Однако выбор и действия Рика, как правило, отражают его собственную повестку дня, а не подчиняются общепринятой морали, говорит Брэди.
"Я бы не сказал, что "Рик и Морти" - это место, куда следует обращаться за этическим или моральным руководством в науке"
- сказал он.
Возьмем, к примеру, клонирование, которое Рик использует в нескольких эпизодах (чтобы отправить более молодую версию себя в среднюю школу для охоты на вампиров, чтобы создать дубликат своей дочери Бет, чтобы она могла бросить свою семью, чтобы заменить друга детства Бет - Тимми и спасти отца Тимми от казни за каннибализм).
Клон - это организм, созданный из идентичных копий генетической информации, полученной от другого животного. Ученые успешно создают клоны млекопитающих с тех пор, как в 1997 году была клонирована овечка Долли, с помощью процесса, известного как репродуктивное клонирование.
Среди недавних успешных примеров клонирования - клон так называемого Шерлока Холмса среди полицейских собак и щенки, которые являются реклонами клонированной собаки. Исследователи даже клонировали обезьян, приблизившись на один шаг к клонированию другого примата - человека.
Однако, хотя ученые утверждают, что клонировать человека биологически возможно, чрезвычайно высокий риск уродств развития и смерти делает такую затею крайне неэтичной.
И хотя Рик, казалось бы, действует, не заботясь об этике, ему часто приходится сталкиваться с проблемой вреда, который наносит его наука. В результате одного из экспериментов они с Морти покинули свою версию Земли, потому что Рик, пытаясь исправить последствия любовного зелья, случайно превратил почти всех людей на планете в отвратительных монстров.
"В "Рике и Морти" урок о непредвиденных последствиях всегда присутствует"
- говорит Брэди.
Перефразируя Джеффа Голдблюма [игравшего математика Иэна Малкольма в "Парке Юрского периода"], можно сказать:
""Ты можешь сделать это, но должен ли ты это делать?". Это один из сильных аргументов, которые мы исторически приводили в науке"
- добавил Брейди.