Возможно, что «Библиотека Ивана Грозного» и существовала на самом деле, но ее основу не могли составлять византийские книги, привезенные в Москву в 1472 году невестой русского царя Ивана III Зоей (Софьей) Палеолог. Причина простая – их прикарманил бы Ватикан еще в Риме или для пополнения библиотеки самого Ватикана, или в целях уничтожения «еретических» книг, с которыми католики боролись очень активно.
«Библиотека Ивана Грозного», она же «Либерея» - это самый настоящий бренд отечественного кладоискания, и о поисках этого сокровища написано так много, что впору составлять многотомную библиотеку. Тем не менее, существование библиотеки до сих пор является самым настоящим мифом, потому что все сведения об этой «Либерее» пришли к нам из очень сомнительных источников, в основном иноземных. И до сих пор не найдено никаких доказательств существования этого книжного собрания, да и реальность его возникновения равна нулю.
Началась эта вся история с того момента, как первый российский монарх Иван III овдовел в 1467 году. Через два года римским папой ему было предложено взять в жены византийскую принцессу Зою Палеолог, и русский царь согласился, так как браки русских князей с представительницами императорского дома в Константинополе не были редкостью. А тут еще повод для такой женитьбы был подходящий – в 1453 году Византия пала под ударом османов, почти одновременно на карте мира появилась новая империя – Россия, таким образом могла осуществиться государственная и религиозная преемственность, что легитимизировало ранее раздробленную и «невидимую» на карте мира Русь, и придавало ей политический, и даже геополитический вес в Европе.
Зоя Палеолог родилась в 1455 году в Греции, ее отец Фома Палеолог был родным братом последнего византийского императора Константина XI, погибшего при взятии Константинополя османами. Через несколько лет всей семье пришлось бежать из Греции от наступающих османов в Рим, где римский папа признал Фому прямым наследником византийского престола.
Однако в 1465 году родители Зои скончались, а оставшихся византийских принцев и принцесс (после Фомы Палеолога остались два сына и две дочери) взял на содержание папский дом. Таким образом понятно, что семья приехала в Рим вообще без каких-либо средств, и если бы не помощь папы, то неизвестно, выжила ли бы она вообще. Кроме того, Зое пришлось перейти в католичество, так было проще жить на деньги Ватикана.
Из этого следует, что если бы Палеологи привезли с собой какие-то книги, то они должны были быть очень ценными, а иначе и тащить их с собой через пол Европы не было бы смысла – проще взять с собой в путь более компактное золото и прочие драгоценности. Но, как видим, у отца Зои, деспота (почти короля) греческой Мореи, не было даже этого обеспечения. А если бы он все-таки привез с собой книги, то наверняка за столько лет они были бы проданы, а деньги истрачены, учитывая большой состав семьи и образ жизни императорских наследников.
Но к началу 70-х годов, пока шли переговоры с Иваном III насчет женитьбы на византийской принцессе, семья жила очень бедно, несмотря даже на свое императорское происхождение. Невозможно предположить, что все это время такие ценные книги лежали под спудом, в лучшем случае их давно бы присвоил Ватикан, если бы они имели хоть какую-то ценность. А если они ценности не имели, то и везти их из Греции в Рим, как писалось выше, вообще не стоило бы, а тем более тащить из Рима в Москву, где «иноземные» книги вообще не ценились.
Правда, сохранились свидетельства, что приданое царевны Зои, которая, снова приняв православие в Москве, получила имя Софья, разместилось на нескольких телегах. Спору нет – телеги, причем далеко не одна, могли быть, потому что без них с таким огромным кортежем никак не могло обойтись. Но почему обязательно в этих телегах должны быть книги? В них наверняка был багаж не только царственной невесты, но и свиты, которая была немалая. При этом ни один из современников ни о каких книгах на этих телегах не упоминает, сведения о них появились уже позже, буквально столетия спустя.
Софья Фоминична Палеолог обвенчалась с Иваном III в ноябре 1472 года и стала матерью следующего русского царя Василия III и бабушкой Ивана IV Грозного. Ни о каких книгах, привезенных ей из Рима, нет никаких свидетельств до самого конца следующего, XVI века, когда рижский бургомистр Франц Ниенштедт в своей «Ливонской хронике» упомянул некоего дерптского пастора Иоганна Веттермана. В краткой записи утверждается, что Веттерман якобы видел книги в царской библиотеке, и даже составил их список. Но ни списка, ни свидетельств самого Веттермана не имеется, по крайней мере, таких, которым можно было бы верить. Ниенштедт только привел важное, но совершенно не подтвержденное сведение.
Интересно, что уже в XVII веке в Москву специально для поисков «Либереи» несколько раз приезжали эмиссары Ватикана, причем некоторые из них высокопоставленные (например, канцлер Великого Княжества Литовского Лев Сапега) но им даже слухов о ней собрать не удалось. Это косвенно (а, может быть, и прямо) свидетельствует о том, что никаких ценных книг Зоя Палеолог в XV веке с собой в Москву не привезла, иначе они были бы перехвачены Ватиканом еще тогда.
Другое дело, что уже в XVII веке римских пап интересовала уже не конкретно византийское собрание книг, потому что и Василий III, и Иван Грозный могли дополнить свою букинистическую коллекцию другими, гораздо более ценными раритетами. Но это все вилами по воде писано, потому что сведений о том, что русские цари «добрали» какие-то новые книжные ценности, не имеется. Ясно, что Иван Грозный наверняка приобретал в Европе какие-то древние книги, но он ими ни перед кем не хвастался. По крайней мере, о таких приобретениях знало бы его как минимум ближайшее окружение.
Так, ни о каких книгах Ивана Грозного никто не упоминал до самого 1724 года, когда по инициативе Сената были произведены раскопки в московском Кремле. Книг не было найдено, и их снова не искали до второй половины XIX века, пока не появилась каста отечественных кладоискателей, действовавших на грани мошенничества, которым поиски «Либереи» приносили хорошие дивиденды независимо от того, существовала она на самом деле, или нет. Поэтому сегодня ни о какой научности поисков тех книг, которые якобы привезла с собой будущая русская царица Софья Фоминична Палеолог, говорить не приходится.
В качестве резюме следует задать вопрос тем, кто все же верит в неуловимую «Либерею». Если почитатели версии ее существования считают, что наибольшую ценность представляют именно книги, вывезенные из Византии в XV веке, то почему их опись не сделали еще в Риме, куда их привез Фома Морейский, отец Зои Палеолог? Древние книги в Европе ценились во все времена, и особенно в Ватикане, который ревностно проверял все доступные источники на наличие ереси, которая в них могла содержаться. В те времена Ватикан был центром «святой инквизиции», которая очень подозрительно относилась к любым книгам, если они появились не по инициативе католической церкви.
А если опись была все же тогда сделана, и именно на ее основе приезжали в Москву в XVII веке папские посланники, то почему она не обнародована сегодня?
Так что если и существовала когда-то эта самая «Либерея», то она была или присвоена Ватиканом в обмен на содержание семьи наследников Византии, или была уничтожена как вместилище древней ереси.
В любом случае до Москвы библиотека не доехала, да и не могла доехать, учитывая, в чьи руки она попала после прибытия в Рим.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
Главная загадка Древней Руси - почему у князя Игоря не было отчества, если его отцом был Рюрик?
Загадки княгини Ольги. Была ли она первой королевой Руси, готкой по крови и немкой по вере?
Какой русский царь создал современную Россию и определил судьбы всего мира?
Кому принадлежал Крым. Почему гитлеровцы считали его прародиной германской нации?