Найти тему

Самый плодовитый композитор за всю историю человечества. Вы знаете, кто он?

Георг Филипп Телеман
Георг Филипп Телеман

Знаменитый немецкий композитор Георг Филипп Телеман родился в 1681 году в немецком городе Магдебург. Несмотря на тот факт, что Телеман прожил довольно долгую жизнь даже по меркам 17 и 18 веков и написал внушительное количество произведений, переплюнуть своих современников по популярности он так и не смог. Сами немцы, как впрочем и весь остальной мир, когда речь заходит о композиторах эпохи барокко, больше ценят музыку И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. Бах с Генделем за свою жизнь написали произведений заметно меньше, чем Телеман. Да и прожили заметно меньше: Бах прожил 65 лет, а Гендель 74 года. Телеман же прожил 86 лет.

Однако Телеман является самым плодовитым композитором в мире. С этим "титулом" Телеман даже был внесён в Книгу рекордов Гиннесса. До сих пор его никто ещё из других композиторов так и не переплюнул по количеству сочинённых произведений. Георг Телеман сочинил 90 богослужений, 40 опер, около 700 оркестровых сюит, 44 "страсти" и великое множество различных концертов, сонат, песен и пьес. Как композитор, Телеман писал во всех современных ему жанрах музыкального искусства, не пропустив ни одного. Как же так получилось, что не взирая на огромное количество написанных им произведений, он так и не смог обойти по популярности своих современников (Баха, Генделя, Вивальди)?

Разгадка кроется в содержании музыкальных сочинений Телемана. Нет, все его произведения профессиональны и соответствуют духу своего времени. То есть от современного своему времени языка Телеман не отказывался и старался писать, как уже было сказано, во всех популярных жанрах своей эпохи. Однако эти сочинения ничем особенным не выделялись. Телеман был трудоголиком, но не был прогрессором. Он не придумал ничего нового. Буквально все его работы, грубо говоря, вторичны. Так, например, Гендель написал цикл концертов и Телеман написал цикл концертов. У Телемана их больше, но у Генделя они ярче и оригинальнее. Или говоря ещё проще, талантливее. Тот же самый итог мы получим, если сравним музыку Баха с музыкой Телемана.

Всё вышесказанное вовсе не означает, что музыка Телемана плоха. Напротив, многим музыкантам и почитателям музыки эпохи барокко музыка Телемана нравится. Её часто исполняют на концертах классической музыки, в художественных и документальных фильмах. Фантазии и вариации на темы Телемана писали и разные композиторы, которые обращались к его музыкальному наследию. Но вот, что называется, музыка Телемана так и "не зашла" большинству слушателей, как музыка того же Баха, Вивальди или Генделя. Не возымела такой невероятной популярности, как у вышеназванных персон. Если в музыкальном наследии Телемана и есть шедевры, то они хуже запоминаются публике, чем шедевры Вивальди или Баха. Если и есть новаторство, то оно не производит слишком яркого впечатления или не настолько первично, как у других мастеров. Хотя есть в музыке Телемана отдельные произведения, где композитор пытался быть оригинальным. Например, его "Адмиралтейская музыка", где маэстро попытался изобразить шум толпы и крики птиц. Другое дело, насколько хорошо это у него получилось.

Музыку Телемана часто включают в сборные барочные концерты вместе с музыкой Баха, Генделя, Вивальди, Монтеверди, Пёрселла, Корелли и других барочных композиторов. Стоит ли слушать музыку Телемана? Непременно стоит. Потому что, несмотря ни на что, это всё же великая музыка. Одно из произведений Георга Филиппа Телемана вы можете послушать прямо сейчас. Вашему вниманию предлагается Концерт для трубы, скрипки, виолончели, струнных и цифрованного баса ре мажор. Исполняет Bremer Barockorchester. Запись от 2015 года из Церкви Пресвятой Богородицы, что расположена в городе Бремен (Германия).