Найти тему

Демонтаж мостовых кранов: особенности проведения работ

Существует несколько причин для демонтажа крана. Во-первых, такая необходимость возникает при его сильном износе. Мелкие недочеты в работе крана могут возникнуть примерно после 10 лет эксплуатации и стать критичными на 20-30 годах службы. Конечно, при условии соблюдения всех регламентов по уходу за оборудованием. Появление коррозии, трещин, отрицательных прогибов пролетных балок потребуют капитального ремонта, однако стоит он достаточно дорого, а в последующем кран прослужит не больше трех-четырех лет, поэтому экономически выгоднее просто заменить его. К другим популярным причинам для демонтажа крана относятся окончание работ на участке, переустановка в другой цех, несоответствие технических характеристик актуальным потребностям предприятия. Если кран планируется утилизировать — его разрезают на части. В остальных случаях, он аккуратно разбирается на составляющие элементы и при необходимости монтируется заново. В отдельных случаях возможна его модернизация.

Наш завод периодически оказывает услугу демонтажа в случае, если он необходим для дальнейшей установки мостового крана нашего производства. Мы подготовили небольшой справочный обзор на эту тему и запечатлели основные этапы работ на видео.

Выбор подрядчика и заключение договора

Мостовые краны могут быть однобалочными, с небольшими габаритами, или крупными, двухбалочными конструкциями, с кабиной управления, галереей, люлькой и другими дополнительными элементами. Тогда они имеют сложную техническую конструкцию и обладают большим весом, поэтому процесс демонтажа трудоемок и сопряжен с повышенной опасностью. Работы должны выполняться квалифицированными специалистами с допуском к данному виду работ.

Какими документами должен располагать добросовестный подрядчик: удостоверения о прохождении обучения безопасным методам и приемам работ на высоте с получением допуска к работам на высоте, о проверке знаний требований охраны труда, о прохождении проверки знаний пожарно-технического минимума, протоколом проверки знаний правил работы в электроустановках, в области промышленной безопасности. Отдельные удостоверения должны иметь: стропальщики, электрогазосварщики, рабочий люльки, электротехнологический персонал и специалист сварочного производства НАКС.

После того как подрядчик найден, заключается договор на оказание услуг. В нем прописываются все условия заказа — способ демонтажа, хранение, транспортировка и прочее. В дополнение к договору обязательно составляется технологический проект. Как правило, для его разработки бывает достаточно чертежа и фотографий с монтажной площадки, однако при наличии нетипичных особенностей оборудования или расположения, лучше заказать выезд специалиста на место, чтобы оценить фронт работ вживую. После утверждения проекта окончательно согласовываются все детали и стоимость.

Подготовительные работы

Перед началом демонтажа прилегающая территория максимально освобождается от сторонних предметов и иного оборудования, которое может помешать работе спецтехники, автокрана. Если ограничения для его работы сохраняются или потолки на участке слишком низкие, для спуска некоторых элементов могут использоваться ручные тали.

Согласно требованиям безопасности, территория работы огораживается.

Далее на ней размещается необходимая техника, обустраиваются грузоподъемные механизмы и оснастка. Устанавливаются опоры для фиксации крана на путях, препятствующие самопроизвольному движению оборудования. Затем готовится площадка для складирования демонтированных элементов.

На последнем этапе подготовки участок, на котором расположен кран, обесточивается. К слову, для разборки оборудования с электроприводом, присутствие электрика на участке является обязательным условием.

Процесс демонтажа

Разбор крана происходит в порядке противоположном сборке и включает в себя следующие этапы:

  • Отсоединение кабельной разводки, тросов и двигателей
  • Отсоединение и спуск грузовой тележки
  • Отсоединение и спуск кабины оператора
  • Отсоединение и спуск двигателей перемещения моста и пролетов
  • Снятие концевых балок

В зависимости от конструкции оборудования порядок может меняться. Например, если кран оснащен двумя полумостами, то сначала убирается грузовая тележка, затем мостовая часть делится на полумосты и снимается. При разборке двухбалочных кранов, как правило, сначала снимают кабину, затем центральные балки, тележки и концевые.

На видео представлен подробный процесс демонтажа двухбалочного крана в стесненных условиях при невозможности использовать высотную технику.

В зависимости от сложности конструкции и условий в помещении демонтаж занимает от 3 до 7 дней. В последующем кран утилизируется или устанавливается на новое место по желанию заказчика.