Найти тему
Юрий Кот

Иван Грозный.

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро-

А за грехи, за темные деянья,

Спасителя смиренно умоляют.

(А.С. Пушкин «Борис Годунов»)

     

Что ни говорите, а завет Александра Сергеевича мы не выполнили.

Начнем с того, что начиная с первого советского учебника истории, который появился в 1935 году, специальным постановлением партии и правительства предписывалось историю любой эпохи показывать «в свете борьбы рабочего класса за пролетарскую диктатуру и социализм». В занудных текстах про производительные силы и производственные отношения не было места  рассказам о «великих» царях, их имена вообще старались лишний раз не употреблять, предпочитая безликие формулировки: «Россия решила», «Россия стремилась», «царизм рассчитывал…» Ну а когда речь заходила о классовой борьбе, какие уж тут рассказы о величии царей. Представление обычных людей о личностях наших государей черпалось, прежде всего, из художественной литературы, из фильмов и из трудов дореволюционных историков.

-2

Царь Иоанн IV Васильевич – одна из самых известных фигур в нашей истории. Мы называем его «Грозным», хотя современники таким определением не пользовались. Еще в 19 веке в историографии сложился отрицательный образ Ивана Грозного, который благополучно дожил и до наших дней. Между тем сведения о личности царя и факты его биографии или вообще не документированы, или излагаются его врагами и недоброжелателями. Его детство и юность практически не получили освещения в документах, но и о других периодах его жизни документов крайне мало. Доподлинно известно немногое.

Иоанн родился в 1530 году в семье Великого князя Московского Василия Ивановича и Елены Глинской. Потеряв отца в три года, а мать – в неполные восемь лет, оказался в окружении дальних родственников. По словам самого царя, «нас с единородным братом моим… начали воспитывать как чужеземцев или последних бедняков. Тогда натерпелись мы лишений и в одежде, и в пище. Ни в чем нам не было воли». Благотворное влияние на Иоанна оказал митрополит Макарий. Есть свидетельства, что с юных лет Иоанн совершал паломничества по святым местам России, часами молился в храмах монастырях.

В январе 1547 года Иоанн Васильевич в Успенском соборе Московского Кремля венчался на Царство, став первым царем в русской истории. В феврале того же года царь женился на восемнадцатилетней Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой из боярского рода, позже его представители стали называться Романовыми, один из которых Михаил Федорович был избран на Царство в 1613 году. Обряд венчания в Успенском соборе совершил митрополит Макарий. Бытует точка зрения, что вопреки церковным правилам, допускавшим три брака, Иоанн позволил себе жениться семь раз. Достоверно известны имена четырех жен царя: Анастасии Романовой, Марии Черкасской, Марфы Собакиной и Марии Нагой. Причем Марфа Собакина тяжело заболела и умерла через неделю после венца, так и не став царской женой де-факто.

Именно на основании выводов специальной комиссии, изучавшей этот вопрос, царь получил разрешение на четвертый брак. В своем покаянном слове он сказал: «Первую мою жену Анастасию, с которой я жил тринадцать с половиной лет, злые люди отравили; вторую, Марию, после восьмилетней супружеской жизни тоже отравили; третью, Марфу, испортили еще до венца, и хотя я женился на ней в надежде на ее выздоровление, но через две недели она скончалась, сохранив нерушимым свое девство. В глубокой скорби хотел было облечься в иноческий образ, но видя бедствия государства и еще несовершеннолетний возраст моих детей, дерзнул приобщиться к четвертому браку».

-3

Через четыреста лет мнение царя о насильственной смерти Анастасии было подтверждено медико-химической экспертизой – ее травили мышьяком и ртутью. Экспертиза 1963 года доказала и безосновательность обвинения царя в убийстве своего сына Ивана. И.Е. Репин живописно запечатлел на своем полотне вымысел Н.М. Карамзина, который первым подробно описал эту «трагедию», опираясь на… записки иностранцев, не жалевших красок в описании «садизма» и «душегубства» Ивана Грозного, которого англичане называли John The Terrible, т.е. «ужасный». 

Смысл русского слова «грозный» совсем другой. Вот как его интерпретирует выдающийся русский ученый В.И. Даль: «Мужественный, величественный, повелительный и держащий врагов в страхе, а народ в повиновении».

Утверждение о том, что Иван Грозный был каким-то исключительным «кровожадным тираном» в мировой истории абсолютно бездоказателен. Вспомним, например, что за время Варфоломеевской ночи (с 23 на 24 августа) 1572 года во Франции было уничтожено значительно больше людей, чем за все годы правления Ивана Грозного.

«Террора» и «деспотизма» при Петре I было ничуть не меньше, чем при первом царе, да и  жизней он погубил значительно больше. Между тем его мы величаем «великим», и на памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде фигура Петра занимает центральное место, фигура  же Ивана Грозного отсутствует, правда, помещены изображения его первой жены Анастасии и его сподвижников – Сильвестра и Адашева.

Итог царствования Ивана Грозного не подлежит сомнению. Наш первый царь создал единое Русское государство, мощь и значение которого никто не мог отрицать. Территория государства увеличилась в два раза: Россия утвердилась в Поволжье, Сибири, на Северном Кавказе. Численность населения выросла почти наполовину и достигла 10 миллионов человек. Были созданы первые регулярные воинские подразделения. Основано около 150 монастырей, построено около 50 храмов, в том числе Храм Василия Блаженного. Появилась первая типография, первые печатные книги.

18 марта 1584 года Царь Иоанн IV Васильевич преставился в Московском Кремле, приняв перед уходом постриг с именем Иона, был погребен в Архангельском соборе в монашеском одеянии.