Другое название «Галантного века»- «Фарфоровый век».
И дамы, и кавалеры своей беззаботностью и изяществом стремились напоминать фарфоровые статуэтки. Галантный век — время культа молодости. Достичь этого эффекта предполагалось при помощи обильного нанесения на лицо и прическу пудры и румян.
Румяна наносились не только на щёки, но и на виски, и под глаза, что «придавало взгляду дополнительную выразительность».
Помада в таком макияже могла быть не только розовой, но и золотистой, и оранжевой, на основе хны. Главное — контур губ: чем меньше ротик, тем соблазнительней!
Чистая белая кожа с румянцем — признак высшего класса.
Еще в XVIII-XIX в. чистое, без оспин лицо считалось «особой приметой». У многих лица были обезображены «болезнью Купидона»(сифилисом) и оспинами. Большим спросом пользовались мушки, маскирующие нежелательные изъяны кожи. Мода на мушки не обошла и сильный пол: мужчины тоже уделяли внимание косметике — пользовались пудрой и белилами, подкрашивали глаза, чернили брови, нарумянивали щеки и губы. Мушки и сильно прорисованные брови усиливали белизну лица.
Появление мушки как декоративного элемента приписывают герцогине Ньюкасл, имевшей проблемную кожу.
Мушки изготавливали из тафты, бархата, черной бумаги. Существовали специальные мастерские, где их производили. А чтобы изготовить мушки нужной формы собственноручно, покупались специальные трафареты. Встречались мушки весьма затейливой формы: в виде кареты, кораблика.
Коробочка с мушками разной формы считалась престижным, модным и дорогим подарком. Сами коробочки-мушечницы- богато украшались и часто являлись произведением ювелирного искусства.
Некоторые модники слишком увлекались и наклеивали большое количество мушек, что считалось неприличным и уподобляло представительницам древней профессии. Поэтому выпустили специальный «Реестр о цветах и мушках». Считалось, что приличнее всего наклеивать 3 мушки.
В ходу был «язык мушек»: мушка у левого глаза намекала на галантность, на лбу — величие, на подбородке — шаловливость. Интересно, что язык мушек имел разночтение: в России мушка, наклеенная на нос, обозначала отказ, тогда как во Франции это указывало на бойкость хозяйки. Мушка в виде полумесяца служила приглашением избранника на ночное свидание.
Уравновешивая фижмы.
В ту пору, прически считались важной составляющей образа для представителей обоего пола. К 1770г, концу Галантного века, когда фижмы платья достигли больших размеров, гладкие прически сменились на гигантские, для уравновешивания образа. Такой объем волос требовал затейливого обрамления. Обилие украшений позволяло судить о щедрости мужа или кавалера. Волосы украшали цветами, жемчугом, тканью, ювелирными камнями.
Прически того периода отличались особой фантазией. «Полонез»- сильно напудренные взбитые локоны — дань польской принцессе Марии Лещинской, ставшей в 1725г. женой Людовика XV. Графиня де Коссель дала название другой популярной прическе: кудри укладывались венком вокруг головы, а два локона выпускались на плечи. Обе прически обильно украшались живыми цветами, лентами и обильно пудрились. К 1770г. прически «выросли», уравновешивая увеличившиеся в размерах фижмы.
Кстати, знаменитой прической «Фрегат» куафер (парикмахер) Леонар Отье, прозванный Боляром («Великолепный»), отметил победу французского фрегата «Ля Бель Пуль» над англичанами в 1778г.
Для увеличения объёма в причёски добавляли шерсть, пеньку, отрезанные волосы, специальные тканевые подушечки, а для фиксации конструкции использовали проволоку.
Чем фантастичнее формы укладки-перевернутые пирамиды, сердца, корзины, — тем более модной считалась их хозяйка. Были рассчитаны специальные пропорции прически 1/2—11/2 лица.
Но прическу, на которую уходили часы, хотелось сохранить подольше!
С этой целью поверх укладки, на ночь, надевали огромные чепцы особого покроя, закрепляемые шпильками и булавками. Их количество доходило до 24 штук.
Великая Французская революция 1789г., положившая конец абсолютной монархии, завершила не только общественный строй, но и в корне изменила взгляд на моду в пользу удобства и целесообразности одежды и прически. Но, это уже совсем другая история.
Материал подготовила – Елена Олейник-Кочетова.