Найти тему
Эпицентр Кукол

МУШКИ, ПУДРА И РУМЯНА- ПИКАНТНОЕ ОРУЖИЕ «ГАЛАНТНОГО ВЕКА».

Оглавление

Другое название «Галантного века»- «Фарфоровый век».

И дамы, и кавалеры своей беззаботностью и изяществом стремились напоминать фарфоровые статуэтки. Галантный век — время культа молодости. Достичь этого эффекта предполагалось при помощи обильного нанесения на лицо и прическу пудры и румян.

Румяна наносились не только на щёки, но и на виски, и под глаза, что «придавало взгляду дополнительную выразительность».

Помада в таком макияже могла быть не только розовой, но и золотистой, и оранжевой, на основе хны. Главное — контур губ: чем меньше ротик, тем соблазнительней!

Чистая белая кожа с румянцем — признак высшего класса.

Еще в XVIII-XIX в. чистое, без оспин лицо считалось «особой приметой». У многих лица были обезображены «болезнью Купидона»(сифилисом) и оспинами. Большим спросом пользовались мушки, маскирующие нежелательные изъяны кожи. Мода на мушки не обошла и сильный пол: мужчины тоже уделяли внимание косметике — пользовались пудрой и белилами, подкрашивали глаза, чернили брови, нарумянивали щеки и губы. Мушки и сильно прорисованные брови усиливали белизну лица.

Появление мушки как декоративного элемента приписывают герцогине Ньюкасл, имевшей проблемную кожу.

Герцогиня Ньюкасл
Герцогиня Ньюкасл

Мушки изготавливали из тафты, бархата, черной бумаги. Существовали специальные мастерские, где их производили. А чтобы изготовить мушки нужной формы собственноручно, покупались специальные трафареты. Встречались мушки весьма затейливой формы: в виде кареты, кораблика.

Коробочка с мушками разной формы считалась престижным, модным и дорогим подарком. Сами коробочки-мушечницы- богато украшались и часто являлись произведением ювелирного искусства.

Некоторые модники слишком увлекались и наклеивали большое количество мушек, что считалось неприличным и уподобляло представительницам древней профессии. Поэтому выпустили специальный «Реестр о цветах и мушках». Считалось, что приличнее всего наклеивать 3 мушки.

В ходу был «язык мушек»: мушка у левого глаза намекала на галантность, на лбу — величие, на подбородке — шаловливость. Интересно, что язык мушек имел разночтение: в России мушка, наклеенная на нос, обозначала отказ, тогда как во Франции это указывало на бойкость хозяйки. Мушка в виде полумесяца служила приглашением избранника на ночное свидание.

Уравновешивая фижмы.

В ту пору, прически считались важной составляющей образа для представителей обоего пола. К 1770г, концу Галантного века, когда фижмы платья достигли больших размеров, гладкие прически сменились на гигантские, для уравновешивания образа. Такой объем волос требовал затейливого обрамления. Обилие украшений позволяло судить о щедрости мужа или кавалера. Волосы украшали цветами, жемчугом, тканью, ювелирными камнями.

Прически того периода отличались особой фантазией. «Полонез»- сильно напудренные взбитые локоны — дань польской принцессе Марии Лещинской, ставшей в 1725г. женой Людовика XV. Графиня де Коссель дала название другой популярной прическе: кудри укладывались венком вокруг головы, а два локона выпускались на плечи. Обе прически обильно украшались живыми цветами, лентами и обильно пудрились. К 1770г. прически «выросли», уравновешивая увеличившиеся в размерах фижмы.

Кстати, знаменитой прической «Фрегат» куафер (парикмахер) Леонар Отье, прозванный Боляром («Великолепный»), отметил победу французского фрегата «Ля Бель Пуль» над англичанами в 1778г.

Для увеличения объёма в причёски добавляли шерсть, пеньку, отрезанные волосы, специальные тканевые подушечки, а для фиксации конструкции использовали проволоку.

Чем фантастичнее формы укладки-перевернутые пирамиды, сердца, корзины, — тем более модной считалась их хозяйка. Были рассчитаны специальные пропорции прически 1/2—11/2 лица.

Автор куклы — Александра Худякова
Автор куклы — Александра Худякова

Но прическу, на которую уходили часы, хотелось сохранить подольше!

С этой целью поверх укладки, на ночь, надевали огромные чепцы особого покроя, закрепляемые шпильками и булавками. Их количество доходило до 24 штук.

Великая Французская революция 1789г., положившая конец абсолютной монархии, завершила не только общественный строй, но и в корне изменила взгляд на моду в пользу удобства и целесообразности одежды и прически. Но, это уже совсем другая история.

Материал подготовила – Елена Олейник-Кочетова.