Найти в Дзене
sevprostor

Зачем поморы закупали рыбу в Норвегии, а не ловили сами, что за нелепица

Мне было давно известно, что поморы исторически вели меновую торговлю с Норвегией, но сейчас я прочитала один момент и он меня смутил. "Сегодня мало кто знает, что Северная Двина в XVIII-XIX была главной дорогой русского хлеба в Норвегию. Именно на обмене хлеба (зерна) на промысловую треску, в изобилии водившейся у норвежских берегов Баренцева моря благодаря теплому Гольфстриму, строилась знаменитая "поморская торговля".
Почитаешь и подумаешь — что за бред! Поморы же — сами рыбаки. Исторически они промышляли и рыбу, и морских животных в Белом, Баренцевом море, а также разную живность на островах. Ходили и на Шпицберген, и на Новую Землю, вплоть до Оби. Какая-то чушь с покупкой рыбы у норвежцев, они что, сами не могли эту рыбу наловить? Они ведь ее, собственно, и ловили на том же Мурмане. Было много промысловых становищ, в которых поморы жили с весны по осень, ловили треску, сушили ее, солили, а затем везли в Колу или Архангельск. А потом мне пришла такая мысль. В Норвегию ведь ходил

Мне было давно известно, что поморы исторически вели меновую торговлю с Норвегией, но сейчас я прочитала один момент и он меня смутил.

"Сегодня мало кто знает, что Северная Двина в XVIII-XIX была главной дорогой русского хлеба в Норвегию. Именно на обмене хлеба (зерна) на промысловую треску, в изобилии водившейся у норвежских берегов Баренцева моря благодаря теплому Гольфстриму, строилась знаменитая "поморская торговля".


Почитаешь и подумаешь — что за бред! Поморы же — сами рыбаки. Исторически они промышляли и рыбу, и морских животных в Белом, Баренцевом море, а также разную живность на островах. Ходили и на Шпицберген, и на Новую Землю, вплоть до Оби. Какая-то чушь с покупкой рыбы у норвежцев, они что, сами не могли эту рыбу наловить? Они ведь ее, собственно, и ловили на том же Мурмане. Было много промысловых становищ, в которых поморы жили с весны по осень, ловили треску, сушили ее, солили, а затем везли в Колу или Архангельск.

А потом мне пришла такая мысль. В Норвегию ведь ходили не обычные поморы-промысловики или тем более крестьяне — вполне способные себе рыбу наловить для супа или условного рыбника, а купцы, на своих огромных судах. То есть тут не аналогия с поездкой частного лица в магазин за рыбой, а оптовая закупка товара предпринимателем. А купцу, собственно, без разницы: ехать за партией выловленной рыбы на Мурман, или ехать за ней же в Норвегию.

На карте красная точка - Тромсе. То есть до Мурмана оно, конечно, от Архангельска поближе идти, но не принципиально. А если идти из Колы (ориентир — современный Мурманск), то там и вовсе маршрут небольшой
На карте красная точка - Тромсе. То есть до Мурмана оно, конечно, от Архангельска поближе идти, но не принципиально. А если идти из Колы (ориентир — современный Мурманск), то там и вовсе маршрут небольшой

Точнее, есть нюанс. Многие русские купцы сами весной нанимали местных рыбаков или охотников, на своих судах завозили их на острова или мурманское побережье, где были организованы становища, обеспечивали людей едой и за какой-то процент от добычи промысловики все лето рыбачили и тут же рыбу обрабатывали, а далее купцы все сами доставляли на рынок. В этом случае рыба обходилась купцам достаточно дешево.

Если купец не организовал весь этот процесс, то ехать за рыбой в Норвегию, возможно, было даже выгоднее, потому что там можно приобрести не просто рыбу, но и многое другое, что потом в России перепродашь втридорога.

Тромсё (1900 год)
Тромсё (1900 год)

Да, если тебе нужны, например, шкуры песца или белого медведя, гусиное мясо, ворвань или оленина, то тут уже имеет смысл ехать за ними куда-нибудь на полуостров Канин, Вайгач или вообще Новую Землю (хотя в Норвегии оленину покупали тоже), и пытаться задешево купить все у ненецких и поморских промысловиков. Но если ты хочешь купить рыбу и промтовары, то путь тебе к норвежцам.

Помор и норвежец
Помор и норвежец

Из России в Норвегию купцы везли зерно, пеньку, канаты, тик, перо, лен, железо, смолу, телячьи шкуры, юфть (кожу), резные изделия из кости и т.п.

В поморской деревне Наволок.
В поморской деревне Наволок.

Из Норвегии привозили домой, помимо рыбы, промышленные товары, особенно красивую одежду, ситец, платки, сахар, сироп, кофе, французские вина, жернова, кафельные печи, гагачий пух, домашнюю утварь, посуду, вязаные изделия. Все эти вещи входили в быт поморов.

Тромсе
Тромсе

Вот пример, что помор по фамилии Балов на своем судне привез из Норвегии в 1808 г.

У норвежцев он выменял:

  • трески 1520 пудов (почти 25 тонн).
  • трески сухой 700 пудов (11,5 тонн).
  • палтусины 166 пудов (2,7 тонны).
  • оленины 660 пудов (10,8 тонн).

За деньги он приобрел:

  • мягкую рухлядь (меха).
  • 2 анкара водки, 1 анкарок кагору (видимо, это анкерок (нидерл. anker) — железный бочонок, который входит в снабжение шлюпок и служит для хранения запасов пресной воды, вместимостью 25 литров).
  • 1 пуд сахара.
  • 64 тарелки (белых), 25 бутылок, 4 подсвечника.
  • 50 трубок курительных, 1 дюжину карт.
  • 30 лотов серебра.
  • 159 аршин датской набойки, 2 куска коленкору, 18 фартуков, 5 платков кисейных, 3 платка женских, 6 пимен оленьих.

Так можно предположить, что речь не о том, что рыбаки с какой-то стати покупают рыбу в соседней стране, будто сами наловить не могут, а о выгодной купеческой торговле, при которой приобретается не только рыба, но и другие ценные изделия, которые купцы продадут на Архангельском рынке.

Поморские шхуны в Тромсё.
Поморские шхуны в Тромсё.

Источник фото: vaga_land