Найти тему

Оснащение SUP для рыбалки: якорная система

Оглавление

В рыбной ловле очень важно чётко позиционировать себя на точке ловли. От этого, зачастую, успех рыбалки зависит больше, чем от того какую вы приманку используете или какого бренда ваша катушка.

В случае с SUP это особо актуально, так как это очень лёгкое плавсредство, практически не имеющее осадки. На него меньше влияет течение, но любой более-менее свежий ветерок начнёт гонять вас по акватории, как осенний лист, особенно, если вы ловите стоя.

Поэтому, нам понадобится якорь. Если вы забьёте в поисковой системе "якорь для SUP", то вам, скорее всего будут предлагаться некие якорные комплекты, состоящие из якорька на 250 г, тоненького фала и поплавка. Может такого комплекта и хватит, чтобы припарковать ваш SUP в летний солнечный день и позаниматься на нём полчаса йогой, но серьёзно рассматривать его для рыбалки не стоит.

Нам понадобится якорь массой 500, а лучше 750 грамм. Такого вполне достаточно, чтобы удержать доску, даже в свежий ветер. Естественно, якорь должен быть складным и не иметь острых частей. Сейчас очень много продаётся литых якорей такого типа, но наша рекомендация – добавьте чуть денег и купите себе такой же, но из нержавеющей стали. Кроме более эстетичного внешнего вида, на него менее налипает ил, поэтому его проще прополоскать при подъёме, нежели тащить грязь на доску.

Складной якорь 750 г из нержавеющей стали
Складной якорь 750 г из нержавеющей стали

Можно конечно не особо заморачиваться, просто привязать к нему фал и прицепить к ручке для переноски, как советуют многие зарубежные блоггеры, но это не наш метод. Недостатком такого решения будет то, что при активном волнообразовании вас всегда будет выставлять лагом (бортом) к волне, что точно не добавит комфорта, либо будет постоянно крутить вокруг оси, не давая нормально облавливать сектора.

Именно поэтому мы сделаем якорную систему, похожую на те, что делают на морских каяках. Такая система позволяет перемещать точку крепления якорного фала вдоль борта, тем самым управляя углом положения SUP относительно волны или ветра. В сравнении с системами, что делают на каяках, она будет чуть проще, но от этого не утратит свой функционал.

-3

Нам понадобится:

  1. Фал диаметром 4 мм
  2. Два ролика в нержавеющей раме с петельным креплением
  3. Неразъёмное кольцо треугольной формы
  4. Три карабина M4 из нержавеющей стали

Нам понадобятся две точки крепления на самом SUP, в качестве которых выступают обычные D-кольца. Возможно, будет достаточно колец крепления карго-системы. В противном случае, придётся наклеить дополнительные. Одно ближе к носу, другое – ближе к корме. Места нужно выбрать так, чтобы между ними был участок борта с минимальным изгибом.

Все необходимые компоненты и материалы можно найти в большом количестве на Aliexpress

К этим кольцам через карабины крепятся ролики, а уже через них пропускается фал, который образует кольцо, которое мы замыкаем на стальном треугольнике, привязав его с одной стороны "на глухую" (рекомендуем делать не узел, а прошить фал и зафиксировать термоусадочной трубкой для компактности), а с другого конца привязав карабин.

Таким образом мы получим бегущую оснастку, которая позволит свободно перемещать треугольное кольцо вдоль всего борта до точек крепления. Фал должен быть натянут, но не перетянут, чтобы не давать излишнюю нагрузку на крепления к доске.

Следующим элементом в системе будет специальный резиновый амортизатор, предназначенный специально для швартовочных систем.

-4

В принципе, это не столь обязательный элемент системы, но он добавляет комфорта при волнении, гася рывки от волн и не позволяя пиковым внешним воздействиям сдвинуть якорь с места. Он встёгивается прямо в треугольное кольцо. К тому же через него можно швартоваться к пирсу или стационарным якорным стоянкам, что иногда удобно.

-5

Далее к амортизатору крепится поплавок. Это обычный плавучий элемент из пенополистирола с осевым сквозным отверстием, которые можно встретить при оснащении сетей. Они продаются нескольких типоразмеров. Нам понадобится тот, который будет достаточен, чтобы поддерживать плавучесть следующего элемента якорной системы – дайверской рулетки.

-6

Такие рулетки издавна используют дайверы, чтобы иметь привязку к чему-то, не терять ориентировку в плохой видимости и тому подобное. Для нас же она выступит как вместилище основного якорного фала. Рулетки тоже бывают нескольких типоразмеров, но нас интересуют самые скромные, вмещающие около 40 метров тонкого, но прочного шнура. Рулетка имеет простейший храповый стопорный механизм, который отпускается нажатием специальной клавиши. Таким образом мы можем выбирать необходимую длину якорного фала.

При извлечении якоря, сначала выберите шнур руками, а потом смотайте на рулетку, иначе намотка фала на рулетку в натянутом состоянии может превратиться в мучение

Поплавок необходимо оформить соответствующим образом, пропустив через него фал диаметром 6-8 мм и привязав на концах те же карабины из нержавеющей стали, которые позволят пристегнуть к нему как амортизатор, так и далее рулетку. Рулетка на своей рукояти имеет специальное отверстие для этого.

-7

Для чего же нужен поплавок? А нужен он для того, чтобы, если вдруг создастся ситуация, что вам срочно нужно покинуть якорную стоянку, но у вас нет времени или возможности выбрать якорь, вы просто можете отстегнуть карабин от кольца и покинуть место. Но это не приведёт к потере якоря, так как поплавок обозначит место его нахождения на поверхности. Именно поэтому плавучести поплавка должно быть достаточно для удерживания веса рулетки. Амортизатор имеет собственные элементы плавучести, поэтому о нём беспокоиться не стоит.

Ситуации могут возникнуть разные, например, вы видите, что на вас идёт какое-то судно, явно вас не замечая. И вы понимаете, что либо не успеваете выбрать якорь, либо он, как на зло, застрял. В таком случае один щелчок карабином спасёт и вас, и якорь.

Теперь собственно мы добрались до крепления самого якоря. Крепить его непосредственно к тонкому шнуру от рулетки будет неразумным. Он, хоть и прочный на разрыв, но стойкость к истираемости у него нулевая. А у дна, как известно, хватает всего, что готово перерезать ваш тонкий фал в один момент или упорно перетирать его часами напролёт. Это и острые края камней, и всякий металлический хлам, а так же острые края раковин всевозможных моллюсков. Поэтому, нам понадобится отрезок 8 мм фала, длиной примерно 1 м, который будет непосредственно крепиться к якорю. К тому же за него удобно поднимать якорь на борт, чем за тонкий шнур. Некоторые советуют на этот участок ставить отрезок тонкой цепи, но это скорее перебор, да и увеличивает вес комплекта.

Многие уже давно знают как крепить якорь к фалу, чтобы избежать "глухих" зацепов. Обычно на картинках якорь крепится за конец штока, но это неправильно. При зацепе такая система не позволит высвободить якорь, лишь сильнее загоняя его в препятствие.

Фал необходимо привязать к нижнему концу штока, для чего там имеется отверстие, а к верхнему его концу прикрепить через пластиковую стяжку. При работе якоря в штатном режиме прочности стяжки должно хватать, чтобы вектор усилия прилагался к верхнему креплению штока, но в случае зацепа, при приложении чрезмерного усилия, пластиковая стяжка должна разрываться, таким образом переводя точку приложения силы на нижний конец штока. В таком положении лапы якоря перестают выполнять свою зацепляющую функцию и он выходит из зацепа. При этом, иногда лапы якоря складываются, что тоже помогает извлечению.

Практика показала, что таким образом можно извлечь якорь в 90% случаев. Бывают конечно неизвлекаемые варианты зацепов, но тут уж, как говорится "се ля ви"

Если вы всё сделаете правильно, то в итоге получите надёжную, а главное компактную якорную систему. Вам не придётся возиться с мотовилами или вечно путаться в дебрях фала, лежащего на палубе. При этом вам будут доступны вполне серьёзные по глубине точки для стоянки.

Единственный совет – предусмотрите на доске постоянное место хранения для якоря на переходах, чтобы он не болтался под ногами. Этом может быть либо какой-то пенал на вашем ящике, либо специальный подсумок, который вы можете пристегнуть к доске. Порядок на борту – наше всё!

Другие типы якорей

Основную систему мы рассмотрели, а теперь обратим внимание на другие способы удержания доски на месте.

Если вы в основном ловите на мелководных акваториях, глубиной до полутора метров, то для вас может быть актуальным так называемый мелководный якорь (shallow anchor pole). Физически такой якорь представляет из себя не груз, лежащий на дне, а буквально шест, выполненный преимущественно из стеклопластика, который втыкается в дно, а уже к этому шесту вы осуществляете швартовку на скользящей по нему петле.

-8

Это очень быстрый и удобный способ, к тому же этот шест можно использовать для перемещению по водоёму, отталкиваясь непосредственно от дна.

Типичный такой якорь представляет собой шест из стеклопластиковой трубы диаметром 1" (28 мм), длиной от 1,8 до 2,5 м. Он может быть как цельным, но для нас более актуальны разборные, трёх-четырёх секционные. В последнем случае мы можем варьировать длину якоря.

На одном конце находится металлическое остриё, облегчающее втыкание в грунт, а на другом рукоятка особой формы, так же помогающая надёжно закрепить якорь, а так же ограничивающая верхний конец шеста от спадания швартовочного конца.

-9

В идеале, конечно, шест должен проходить через какую-то втулку, закреплённую непосредственно на борту доски, но реализовать такое на надувной доске сложновато, хотя и не невозможно. В таком варианте ваша доска встанет на прикол в буквальном смысле этого слова.

А если вы мажор и хотите побольше "хайтека", то у компании Power-Pole для вас есть подарок, а именно Micro Anchor. Это моторизированная система позволяет заякориться буквально одним нажатием пульта. Питается от съемного фирменного аккумулятора. Если не жалко $600, то в сети найдётся много инструкций, как это чудо установить на надувной SUP.

-10

Не знаем, пригодится ли вам то, что изложено чуть выше, всё-таки наша страна не так богата мелководными акваториями, на которых при этом можно найти приличную рыбу. А вот следующий "якорь" вам может точно пригодится.

Речь идёт о так называемом "плавучем якоре" или "парашюте". Он не предназначен, чтобы удерживать вас на одном месте, но позволяет в разы снизить скорость как ветрового, так и дрейфа по течению. Это может быть полезно, если вы решили обловить некую область дрейфуя вдоль ней, но скорость дрейфа вас не устраивает. С SUP это особенно актуально, так как говорилось выше, он сильно подвержен ветровому дрейфу.

-11

Он представляет из себя конус, изготовленный обычно из ткани с покрытием из ПВХ или просто нейлона с пришитыми к нему стропами крепления. В вершине конуса имеется отверстие и петля. Отверстие служит, чтобы проходящий сквозь него поток стабилизировал якорь, а петля позволяет упростить извлечение из воды.

Для SUP нам хватит якоря самого небольшого размера, так как инерция у доски практически никакая.

Резюме

Если вы не до конца поняли как работает якорная система и как ей пользоваться, то поищите в сети и на Youtube по ключевым словам "kayak anchor trolley system". Это тас вам дополнительную информацию