С 1 октября в России окончательно запрещено продавать немаркированную парфюмерию. Если вы продаёте ароматы, вам обязательно нужно знать, как маркировать продукцию и как работать с кодами маркировки. И это не просто нанести код на упаковку — каждую операцию с товаром ещё нужно вводить в систему «Честный знак». Мы подготовили гайд для тех, кто делает или продаёт парфюмерию.
Что такое маркировка и зачем она нужна?
Маркировка товаров нужна для того, чтобы и производитель, и продавец, и покупатель знали всё о движении товара. Для этого на упаковку товара наносят код, который можно отсканировать. После сканирования покупатель может увидеть всё, что происходило с товаром: кто его сделал или ввёз в страну, когда и кому продавали. Так государство борется с подделками.
Проследим путь баночки духов, которую произвели в России.
- Производитель заходит в свой личный кабинет на сайте «Честного знака» — государственной системы, в которой и хранится информация о движении товара. Там он заказывает этикетку с кодом маркировки для флакона. Как только код готов, он распечатывает его и наклеивает на товар: прямо на стекло или на коробку.
- Дальше товар нужно продать. Во время продажи производитель передаёт поставщику накладную через систему электронного документооборота. Когда это сделано, данные о передаче автоматически отправляются в «Честный знак».
- Когда духи примут в магазине, продавец тоже отсканирует код и выставит электронную накладную. Информация тоже попадёт в «Честный знак».
- Так же и во время продажи конечному покупателю. Сначала продавец сканирует код, касса отправляет данные в «Честный знак», и проданные духи выбывают из системы маркировки.
Я продаю парфюм, что делать с маркировкой?
Вам нужны: онлайн-касса, которая работает с маркировкой, специальный сканер, усиленная электронная подпись и регистрация в системе электронного документооборота.
Сначала убедитесь, что все ваши поставщики маркируют товары. Если вы примете товар без маркировки, оштрафуют именно вас.
Получите усиленную квалифицированную электронную подпись. Это можно сделать, например, в системе «Контур».
Подключите электронный документооборот. Он нужен, чтобы зарегистрироваться в системе «Честный знак» и передавать туда данные о движении товара.
Создайте аккаунт в системе маркировки «Честный знак». После регистрации на почту придёт ссылка на созданный личный кабинет. Инструкция по работе с парфюмерией здесь.
Проверьте и подключите онлайн-кассу. Не все онлайн-кассы умеют работать с маркировками. Некоторые модели нужно перепрошить, если это технически возможно, или купить новую. Эту информацию нужно уточнять у производителя кассы.
Купите сканер или скачайте приложение. Чтобы считывать коды, вам понадобится сканер для работы с кодами Data Matrix. Его можно купить в магазине электроники или у производителя касс. Ещё можно скачать приложение и сканировать коды через смартфон.
Проверьте, всё ли работает. Купите товар, выбейте на него чек в онлайн-кассе. Если после этого он будет снят с учёта в «Честном знаке», то всё получилось.
Что будет, если не маркировать или продавать без маркировки?
Будут штрафы:
- За производство без маркировки
ИП могут оштрафовать на 5 000–10 000 ₽, компании — на 50 000–100 000 ₽.
- Если на товаре есть маркировка, а в чеке нет
ИП заплатят 1 500–3 000 ₽, компании — 5 000–10 000 ₽.
- За продажу без маркировки
ИП оштрафуют на сумму 5 000–10 000 ₽, компании — на 50 000–300 000 ₽.
Нюансы
Можно не маркировать тестеры и пробники, если вы не собираетесь их продавать.
Если продаёте парфюмерию на распив, нужно маркировать флакон, из которого вы распиваете аромат, а во время продажи сканировать общий код и указывать проданную от всего объёма часть.
Если вы продаёте набор, в котором есть парфюмерия, маркировать нужно только её. Если в наборе несколько флаконов парфюма, можно заказать маркировку на весь набор и нанести её на упаковку. Но при этом нельзя будет продавать части набора по отдельности.