В предыдущей нашей статье о Тутанхамоне («100-летие открытия гробницы Тутанхамона. Куда ведут следы его ДНК») мы ссылались, в частности, на публикацию портала «Ancient origins» от 4 ноября 2022 года [1], где рассказано о шести малоизвестных фактах, связанных с этой гробницей. Так вот, в предыдущей нашей статье мы не рассказали о том малоизвестном факте, что в мумии (и в саркофаге) Тутанхамона не оказалось сердца (хотя при мумификации фараонов его никогда не удаляли из саркофага), цитирую по [1]:
Тутанхамон был найден без сердца
"Одним из самых интересных фактов об открытии Тутанхамона является то, что у него не было сердца. Хотя кому-то это может показаться несущественным, сердце было органом, имевшим большое значение в древнеегипетской культуре. Древние египтяне верили, что сердце было основным органом мышления, а не мозгом. В то время как большинство органов удалялись при мумификации, египтяне верили, что сердце должно остаться, чтобы умерший мог войти в загробную жизнь.
Согласно древнеегипетским верованиям, поскольку у мумии Тутанхамона не было сердца, это означало, что он не смог попасть в загробную жизнь. Хотя не совсем ясно, почему у него отсутствовало сердце, некоторые ученые полагают, что оно могло быть в какой-то момент изъято [вырвано из трупа, или вырезано из мумии до обряда погребения] врагом фараона, чтобы помешать фараону Тутанхамону попасть в загробную жизнь.»
С самого начала исследований мумии Тутанхамона (ещё Говардом Картером в 1920-х годах) и до настоящего времени египтологи обсуждают этот факт (отсутствие сердца в саркофаге), и дискутируют о причинах этого. Подробнее вы можете прочитать об этих дискуссиях в статье «Enigma of the Heartless Pharaoh: Who Stole the Heart of King Tut, and Why?» (Кто украл сердце фараона Тутанхамона, и почему) [2]. Единственная версия «легального» изъятия сердца заключается в том, что Тутанхамон после смерти по какой-то причине был уподоблен богу Осирису, который был убит своим братом Сетом, и расчленён им, — при этом, согласно египетскому мифу об Осирисе, Сет отсёк от трупа Осириса также и сердце, и закопал его в тайном месте. Цитирую из статьи [2]:
«Чтобы разгадать эту загадку, нужно обратиться к великой легенде об Осирисе. В этой истории нам сообщается, что Сет, злой брат, жестоко разрезал тело бога на несколько частей, вырвал его сердце и закопал отрезанные части в разных местах по всей стране. Итак, было ли появление Тутанхамона после бальзамирования аллюзией в действии?»
Можно долго обсуждать роль Тутанхамона в возвращении Египта к старым богам, отринутым удивительной религиозной реформой его предшественника, фараона Эхнатона (он заменил всех старых богов Египта одним богом Солнца — Атоном), и на этом основании сравнивать Тутанхамона с воскресшим Осирисом, но, как признают сами египтологи, это всё же "натянутая" версия (ниже цитирую по статье [2]):
«Почему-то кажется, что части не сходятся, и это потому, что в Книге мертвых особое внимание уделяется одному из ее главных аспектов — церемонии взвешивания сердца, во время которой сердце умершего сравнивалось с пером истины, представляющим богиню Маат, чтобы определить, является ли сердце мертвым. Человек заслужил право на воскрешение».
И здесь мы подходим к следующему вопросу:
Кто и почему убил Тутанхамона?
Не сохранилось никаких записей об обстоятельствах смерти Тутанхамона; причины смерти были предметом серьезных исследований и многих дискуссий.[3] Известный египетский археолог и историк Древнего Египта Захи Хавасс и его команда считают, что его смерть, вероятно, была результатом сочетания многочисленных расстройств его здоровья из-за наследственных (генетических) заболеваний и тяжёлой малярии, а также из-за перелома ноги, — возможно, в результате падения.[4]
Во многих публикациях можно прочитать и версию о том, что Тутанхамон был убит главным визирем его отца Эхнатона, по имени Эйе (который стал следующим фараоном, после Тутанхамона). Эта версия вроде бы косвенно подтверждается тем, что патологоанатомы-криминалисты Скотленд-Ярда, осмотрев череп мумии, пришли к выводу, что человека убили чем-то похожим на топор, — однако, ссылок на первоисточник этих сведений я не нашёл. Тем не менее, по нашему мнению, наиболее вероятной является версия о том, что он был убит именно Эйе, — братом своей бабки (по линии матери), главным визирем Эхнатона (и его дядей). Но, как будет показано в конце второй части этой статьи, наиболее вероятно, что оба они (и Тутанхамон, и Эйе) оставались тайными сторонниками культа Атона, и Эйе убил несчастно, тяжело больного и психически раздавленного Тутанхамона по его просьбе. И по его же просьбе он удалил сердце юноши из трупа перед обрядом мумификации, — ибо Тутанхамон, видимо, не считал себя достойным загробной жизни (желанной и почётной для всякого нормального египтянина в Древнем Египте). Конечно, сейчас, в начале нашего расследования, в эту драматическую версию трудно поверить, но в конце второй части статьи этот вывод будет гораздо более понятен.
Забегая несколько вперёд, напомню только некоторые сведения о болезнях Тутанхамона. Согласно весьма авторитетному источнику[4]. ДНК-исследований 2007—2009 годов показали члены семьи Тутанхамона и он сам страдали тяжёлыми генетическими заболеваниями. В частности, некоторые её представители, в том числе и Тутанхамон, страдали болезнью Кёлера (некроз костей стоп, вызванный нарушением кровоснабжения). Кроме того, имелись расщепление нёба («волчья пасть» — врожденное незаращение твёрдого нёба и верхней челюсти) и косолапость. Известно также, что незадолго до смерти он сломал ногу, а затем тяжело заболел малярией. Но подробнее об этом мы расскажем во второй части статьи. Сейчас же обратимся к фигуре Эйе.
Эйе (дядя Эхнатона по материнской линии) возвысился при фараоне Эхнатоне (отце Тутанхамона), и стал визирем (главным сановником) Эхнатона, и беззаветным сторонником и проводником революционной религиозной и политической его реформы ("атонической революции").
Религиозная революция Эхнатона
Напомним, что царствование Эхнатона (1356-1336 гг. до н.э.) стало временем масштабной религиозной реформы, которая потрясла устои традиционного древнеегипетского общества, цивилизации и культуры. На втором году своего правления (в 1351 году до н.э.) Эхнатон (тогда ещё Аменхотеп IV) принял решение сделать ранее малоизвестного бога Атона, олицетворяющего солнечный диск, верховным божеством, и он повелел начать в Фивах строительство грандиозного храма Атона, неподалёку от храма Амона (главного до той поры бога «неба, воздуха и солнца», Амон-Ра). В период Нового царства (с 1550 г. до н.э.) жречество Амона-Ра сосредоточило в своих руках огромное богатство и влияние. Эхнатон в своих реформах опирался на низовое жречество.
Между прочим, здесь стоит отметить, что этот период Нового царства в Древнем Египте (1550-1069 гг. до н.э.) практически совпал с т.н. Средневавилонским периодом в Месопотамии (1600-1000 гг. до н.э.), который характеризовался прежде всего усилением влияния Вавилона и укреплением в нём единоличного культа Мардука, — и здесь напомним, что, согласно версии Захарии Ситчина[5], в 6-м – 4-м и начале 3-го тысячелетия тысячелетиях до н.э. (в додинастический период и в начале династического) Мардук правил Египтом, и был известен там как бог Солнца по имени Ра. И Мардук-Ра в конце своего правления там также изгонял из древнеегипетского пантеона богов память о Тоте (Нингишзидде, младший брат Мардука, правивший в Египте до него) и других богах.
Итак, Средневавилонский период в Месопотамии и Новое царство в Древнем Египте совпадают хронологически и «идейно-религиозно» (утверждением культа Мардука и Амона-Ра), причём, как отмечают историки, в этот период усиливалось влияние Вавилона (Нового царства) на фараонов Древнего Египта, особенно как раз в период XVIII династии (Аменхотеп ,Эхнатон, Тутанхамон). Но правление Эхнатона как будто выламывается из культа Амона-Ра…
И здесь мы почти подошли к разгадке причины этого «выламывания». Дело в том, что генетические исследования мумий фараонов XVIII династии показали, что их геномы принадлежат гаплогруппе R1b (в отличие от всех других династий), а R1b — это, напомним, гаплогруппа народов Западной Европы тех веков (и поныне)! Каким «ветром надуло» в Древний Египет этих трёх фараонов, это пока остаётся загадкой, но это объясняет, почему именно в этой династии произошла попытка выйти из парадигмы шумерского наследия первых фараонов Египта, которые, если верить Захарии Ситчину[5], как раз назначались Мардуком в конце 4-го тысячелетия до н.э. из своих сыновей от земных женщин.[5] Ну а Вавилон как раз и перенял наследие Мардука. Мы не знаем, к какой гаплогруппе принадлежали ДНК первых и последующих фараонов Египта, но уж точно не к западноевропейской R1b. Конечно, вряд ли сам Эхнатон понимал, что толкает его выломиться из-под парадигмы Вавилона (да ещё на пике его могущества), но, он сделал эту попытку.
Вернёмся к началу правления Аменхотепа IV (Эхнатона). Фиванский храм Атона был завершён на 4-м году его правления. В своём храме он получал благословение только от Атона и никаких других богов. Таким образом фараон становился божественным воплощением исключительно Атона, а сам бог занимал центральное место в культе. Все центральные божества Нового царства — Амон, Птах, Тот, Осирис, Хор, Анубис — были полностью исключены.
Цитирую далее по книгам известных советских египтологов Н.С. Петровского, В. Матвеева, Ю.Я. Перепёлкина [6,7]:
«На 5-й год правления фараон сменил своё имя Аменхотеп («Амон доволен») на Эхнатон («Полезный для Атона») и в 300 км к северу от Фив начал строительство новой столицы — Ахетатона («Горизонт Атона». Фараон вместе со своим двором покинул враждебные ему Фивы и переехал в ещё недостроенную новую столицу. Эхнатон правил всеми египтянами. Там был сооружён огромный дворец Эхнатона, построенный в основной своей части из белого камня. Этот дворец считают самым большим из всех гражданских зданий древности. Длина восточного фасада официальной части Главного дворца равнялась почти 700 м.
К 9-10 годам правления Эхнатона относятся первые известные нам случаи преследования бога отверженной столицы (Фив) — Амона, даже его имя попало под запрет.. Около 12-го года правления (1344 г. до н.э.) нетерпимость Эхнатона к другим богам дошла до крайности. Атон был провозглашен единственным божественным началом, культы всех прочих богов были запрещены, храмы закрыты, а жрецы, возможно, разогнаны. Стремясь пресечь почитание богов, Эхнатон приказал повсеместно уничтожать их имена и в некоторых случаях изображения. Фараон не щадил даже личного имени отца «Аменхотеп» и уродовал его, уничтожая составную часть из имени Амона, или заменял царским именем «Ниб-маат-Ра».
В пределах всей страны имя Амона и его изображения истреблялись на стенах храмов, на обелисках, на изваяниях, на плитах, в гробницах, на амулетах, даже в письмах иноземных правителей. В тот же период из речи исключили само слово «бог»[24]. Даже Атона больше не называли богом, теперь его и фараона именовали правителями».(см. также статью Википедии «Эхнатон»)
По всей стране строились многочисленные и большие храмы Атона, эти храмы наделялись большими земельными наделами и охотничьими угодьями, а жрецы нового культа Атона набирались из прежних полунищих низовых служителей прежнего культа Амона, и они становились новой элитой, новой знатью. Такая «атоническая революция» должна была вызвать сопротивление прежнего жречества культа Амона и прежней знати. Однако если сопротивление имело место, сведения об этом до нас не дошли. [7] Далее Ю.Я. Перепёлкин пишет о том, что, скорее всего, сопротивление «атонической революции» жёстко и жестоко подавлялось[7]:
«Некоторые туманные намёки на расправы с неугодными фараону можно усмотреть в надписи Туту — главного жреца Атона. Он упоминает, что всякий непокорный воли фараона будет казнён, а его тело сожжено. Последнее обстоятельство особенно важно, так как уничтожение тела для египтян означало окончательное прекращение существования»
Причины атонической революции Эхнатона
Многие историки уже в XIX-м и затем в XX-м вв. рассматривали культ Атона как первую в истории человечества монотеистическую религию (предшественницу иудаизма). Зигмунд Фрейд в 1930-х гг. даже выдвинул гипотезу о том, что Моисей был жрецом культа Атона во времена правления Эхнатона, и после реванша жрецов Амона при Тутанхамоне собрал и вывел своих сторонников из Египта.[8] Одним из доводов в пользу этой гипотезы является тот общепризнанный учёными факт, что между Великим гимном Эхнатона Атону и библейским псалмом 103 (о красоте и величии мироздания) существует сильное стилистическое сходство. Однако, известно также и то, что этот стиль и форма письма были широко распространена в Древней ближневосточной гимнологии как до, так и после времён Эхнатона и затем Моисея.
Однако, многие египтологи видят причины «атонической революции» в личности самого Эхнатона (а не в его стремлении к монотеизмк). Их наиболее распространённая точка зрения такова (цитирую по [9]):
«Действия Эхнатона свидетельствуют о стремлении сосредоточить в своих руках исключительную власть. Центром его религии был он сам. Он проявлял мало интереса к внешней политике (и к сути религии) и больше заботился о себе, чем о государстве. Эти обстоятельства интерпретируются как свидетельство эгоцентризма и крайнего властолюбия фараона, переходивших грань разумного».
Однако, мы можем вполне обоснованно предположить, что у культа Атона остались яростные приверженцы и после смерти Эхнатона. И главным из них остался как раз Эйе, главный визирь Эхнатона. Вероятно, Эйе до конца жизни был в душе беззаветно предан идеям «единобожия» Атона (хотя и вынужден был проводить реставрацию прежнего культа Амона-Ра). Об этом (о его преданности культу Атона) свидетельствует тот факт, что в его амарнской гробнице (№ 25) сохранился священный для атонистов «Большой гимн Атону».[10]
Окончание статьи смотите здесь: "Кто убил Тутанхамона и где сердце мумии? (окончание статьи)"
Литература
1. «King Tut’s Centenary!» by Lex Leigh ("100-летие Тутанхамона") \\ «Ancient Origins» (4 ноября 1922)
2. «Enigma of the Heartless Pharaoh: Who Stole the Heart of King Tut, and Why?» by Anand Balaji (Ананд Н. Баладжи "Загадка бессердечного фараона. Кто украл сердце фараона Тутанхамона, и почему") \\ «Ancient Origins» (16 марта 1916)
3. Хавасс, Захи. "Tutankhamon, segreti di famiglia".\\ National Geographic, сентябрь 2010 (на итальянском языке).
4. Хавасс, Захи и др. "Происхождение и патология в семье фараона Тутанхамона" (PDF). Журнал Американской медицинской ассоциации. 303 (17 февраля 2010).
5. Ситчин Захария. «Потерянная книга Энки» \\ М., 2010
6. Н.С. Петровский, В. Матвеев. «Египет - сын тысячелетий». — М.: Рипол Классик, 2013. — С. 76. — 291 с.
7. Перепёлкин Ю. Я. "Тайны золотого гроба"\\ Изд. "Наука", 1968, и "История Древнего Египта. — СПб.: Летний сад, 2000.
8. Зигмунд Фрейд. «Der Mann Moses und die monotheistische Religion» (этот человек Моисей и монотеистические религии)\\1939
9. Redford, Donald B. Akhenaten: The Heretic King. — Princeton: Princeton University Press, 1984.
10. Эрнест Альфред Уоллис Бадж. «Египет времён Тутанхамона» (Tutankltamen: Amenism, Atenism and Egyptian Monotheism» / Перевод: Л. Игоревский. — М.: Центрполиграф, 2009. — С. 117. — 158 с. — (Загадки древнего Египта).