Найти тему

Игра Танковый бой, история ремонта. Статья от коллеги!

Всем здравствуйте! Сегодня у нас снова статья от нашего коллеги Сергея В статье описана история ремонта игрушки "Танковый бой". Весь ход ремонта описан Сергеем. Думаю будет интересно :)

Вот такая игрушка.

История такая . Купил сыну набор «танковый бой» из 2х танков на радиоуправлении.

Сразу скажу, в своем стиле, доработал танки, т.к. выполнено не очень удобно устройство, а точнее процесс их зарядки. Дети дошкольники и первоклассники точно не справятся. А именно, для заряда АКБ нужно отверткой откручивать снизу танка люк и извлекать блок АКБ.

-2

Кроме того, используется очень «опасное» в плане поломки подключение (т.е. разъем) А с учетом того, что запас хода у танков при полноценной игре всего на 20 – 25 минут, то этот процесс напрягает…ребенок (особенно первое время) без конца просит зарядить АКБ. А как известно, лень – двигатель прогресса!

И было принято решение по доработке. Разъем был доработан дополнительным разъемом.

-3

Но будьте аккуратнее (или осторожнее) – не перепутайте полярность на разъеме, т.к. при включении почти сразу может сгореть трансформатор в блоке питания (как это случилось у меня. я не заморачивался тогда с ремонтом и купил новый).

На танках было выполнено такое подключение (все элементы я заказал на Алиэкспресс, но их спокойно можно купить в магазине радиодеталей (когда искал детали по другому вопросу пришлось их посетить немало).

-4

-5

А вот так это выглядит внутри танка. Шайбой из комплекта закрутить не получилось, закрепил термоклеем.

-6
-7

Провода использовал те, что были под рукой (не кидайтесь помидорами), жестковаты и толстоваты, но все получилось и припаялось.

Теперь, что касаемо ремонта.

После некоторого времени (около месяца) в один момент, сразу после зарядки (это важно, потом поясню) немецкий танк в движении просто отрубился. Движение происходило по ковру (это тоже важно).

Первичные попытки выяснить в чем дело (наскоком, так сказать) результата не дали. На вид все было исправно.

Я заморачиваться не стал и нашел в интернете мастера, который ремонтировал подобные игрушки. В итоге мастер оказался горе-мастером и, как я потом понял, даже диагностику не провел). Не понимаю людей, которые соглашаются ремонтировать, а потом заявляют, что у них нет времени… В итоге забрал танки назад через 2 месяца.

И начал копать сам. А копал я вот эту плату

-8

И где-то на просторах интернета вычитал, что необходимо произвести замеры напряжений по контрольным точкам. Благо у меня был второй танк, российский, который внутренностями был точно такой же, как и немецкий. И он был исправен. Схема прилагается (она кустарная, но должна быть понятной)

-9

Извините за качество и то, что кверху ногами, но она отображает ориентировку на плате микросхем. Измерения производились обычным китайским мультиметром, на немного разряженном АКБ, но напряжения плюс-минус должны иметь такие соотношения.

Изначально я «грешил» на неисправность двух микросхем по центру, потом на самую верхнюю.

Эти 2 микросхемы отвечают за подачу команд на узлы танка (работу моторов и башни). Это я понял, когда случайно при измерениях замыкал некоторые ножки и повернулась башня или моторы колес включились. Тогда я изучил самую верхнюю микросхему – это, как я понял коммутатор движения (реверса) колес танка.

В общем мои измерения показали, что на самую верхнюю микросхему, на левую по центру и на нижнюю микросхему не приходит нормальное напряжение. Оно должно быть около 3,5 В. Проведя ряд измерений и используя некоторые знания, я понял, что конденсаторы и резисторы навряд ли могут выйти из строя при штатном питании. Провел измерения т.н. транзисторов (трех-контактных элементов на плате). Как мы помним, у меня был рабочий образец.

Правый элемент показывал нормальное напряжение (измерения на нем совпадали).

А центральный элемент выдавал низкое напряжение на выходе. И он подключался (подавал питание на все остальные микросхемы).

Этим элементом оказался регулятор напряжения формата SMD 662X.

Сразу скажу что маркировка на элементах выполнена некачественно, и порой с ошибками.

-10

Написано 662Х, а должно быть 662К (как на фото ниже)

Покопав в интернете классификацию ... Я нашел эту деталь в Чип и Дип и на Алиэкспрессе. Как я уже сказал выше, на Алиэкспрессе есть партии по 10 шт минимум. поэтому и заказал. Через 22 дня, через третью страну (параллельный импорт) детали пришли.

-11
-12

Все один в один. Припаял (паял простым паяльником, модифицировал в нем жало, точнее установил железный с медным сердечником заостренное. паяльную станцию попозже обязательно себе куплю с термофеном, ибо им как раз такое паять надо)

Теперь о причинах поломки. Как я уже писал, что игра танком началась сразу после зарядки АКБ. Т.е. на нем было максимальное напряжение. При движении по трудному грунту (коим является ковер, по линолеуму или ламинату он отлично катается) идет увеличенный ток потребления, особенно при разворотах на месте или даже поворотах (проседает свечение в светодиоде отображающем включение машины), т.е. ток максимально перенаправляется от регулятора напряжения на драйвер (коммутатор) двигателей и, соответственно регулятор напряжения выгорает (пробивается). Как видно, что его поверхность мала и он плохо отводит тепло и, следовательно, не предназначен для больших нагрузок. Это все не я понял или открыл, а на просторах интернета про 662К написано. Кому интересно почитайте где он используется и его назначение и ТТХ.

-13

Кстати, справа 1002 резистор – не родной.

Произошло это так. При диагностике пытался снять разъем (он еще правее), но он оказался некачественным и пластик отвалился, а потом отвалилась пайка разъема к плате и повредилась дорожка (это «жесткий Китай»). Короче как мог паял (не модифицированным паяльником, в итоге резистор 103 и конденсатор (бежевого цвета, рядом) отвалились и потерялись. Пришлось покупать в магазине (это было несложно и очень дешево. Труднее было их припаять…. по этому паяльник и модифицировал.

Кому интересно, пока «грешил» на коммутатор (слева вверху), он же Драйвер двигателей TC118S [SOP-8_150mil] тоже может выходить из строя (это для тех кто хочет увеличить мощность и поставить вместо 662К более мощную его модификацию). Ссылка на аналог, ибо маркировка микросхем в этой игрушке это что то, без пузыря не разберешь. Очень долго искал, например данные по драйверу, пока понял что это самое близкое по аналогу.

-14

Вот эта микросхема отвечает за управление приемо-передатчиком (все рядом – это узел приемо-передатчика)

Слева отверстие с регулятором контура настройки частоты приемо-передатчика. Под ним (длинный контакт) подключение антенны.

А это плата исправного танка с нетронутыми элементами (может кому пригодится).

-15

Как я понимаю все аналогичные машины (игрушки) настроены плюс-минул аналогичным образом.

Есть еще одна машина у сына, которая тоже проработала недолго…. потом попробую по аналогичному алгоритму ее починить.

PS вот такая интересная статья от нашего коллеги Сергея.

На мой взгляд очень интересно. И очень понравилось то, что человек своим умом дошёл. Нашёл и устранил дефект!

А на этом пока всё чем хотел с вами поделиться.

Всем спасибо за внимание!

Если статья поможет вам в решении некоторых проблем, буду очень рад.

Остались вопросы или пожелания? Не стесняйтесь, пишите в комментариях, с удовольствием пообщаемся.

Ставьте лайк, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на канал и вы всегда будете в курсе новых публикаций.

Приходите почаще будет много интересного, а также читайте и другие статьи нашей странички и смотрите видео.

Всем удачных ремонтов!