Понятия «пять минут» или «пять лет» для людей с синдромом Дауна слишком абстрактны и поэтому могут сбить их с толку, так же как слова «мы пойдем в кино позже/завтра/на следующей неделе» человеку с синдромом Дауна могут ни о чем не говорить.
Друзья, чтобы общение с людьми с синдромом Дауна получилось, все участники коммуникации поняли друг друга - будет полезно узнать кое-что о способе их мышления
📝 Люди с синдромом Дауна мыслят очень конкретно и имеют сложности с абстрактным мышлением, это порой приводит к недопониманию в самых различных ситуациях.
📝Сегодня хотим поговорить о сложностях в представлении о времени, ведь понятие времени абстрактно.
✏Ощущение течения времени
Люди с синдромом Дауна могут научиться без проблем определять время на аналоговых или цифровых часах, поэтому они прекрасно знают, когда пришло время обеда, время их любимого занятия, телепрограммы и т. д.
Но у них часто отсутствует адекватное ощущение течения времени, то есть они не улавливают длительность временных отрезков. Понятия «пять минут» или «пять лет» слишком абстрактны для людей с синдромом Дауна и поэтому сбивают их с толку.
Например, руководитель может сказать новому сотруднику с синдромом Дауна сделать двадцатиминутный перерыв. А сотрудник может вернуться в офис через пять минут или через час, потому что он не совсем понимает, что такое двадцать минут.
☝Некоторые практические рекомендации вам на заметку, как это можно преодолеть:
- Действуйте с более конкретным образом времени. Например, покажите на часы и скажите: «Когда большая и маленькая стрелки будут на 12, идите в комнату отдыха, когда маленькая стрелка будет на 6, возвращайтесь, а когда на 9, приступайте к работе». Или, если человек хорошо определяет время на аналоговых или цифровых часах, можно сказать: «Ты можешь пойти обедать в 3:00, возвращайся работать в 3:30».
На самом деле, многие люди с синдромом Дауна очень хорошо ориентируются в определении точного времени по часам и порой ведут себя более пунктуально, чем другие работники.
- Часы и таймер.
Аналоговые часы способствуют лучшему пониманию течения минут и часов, а также подсчету времени. Лучше приобрести большие настенные часы с тремя стрелками.
Характеристики для наручных часов и для будильника схожи. Все они должны способствовать визуальному «захвату» информации, и, следовательно, должен быть четкий контраст между цветом фона и цифрами, например, белый фон, черные цифры и стрелки или наоборот.
Использование цифровых часов также может быть полезным опытом.
Тем, у кого есть любимые занятия и хобби, которым они посвящают определенное время, таймер может помочь не следить за часами, а заниматься своим хобби, пока не истечет полчаса или пятнадцать минут.
✏Будущее и прошлое
У людей с конкретным мышлением также могут возникнуть трудности с будущим временем, например, с определением того, когда желаемое действие произойдет в будущем. Это приводит к тому, что они повторяют один и тот же вопрос: «А когда мы уже пойдем (в кино, гулять, обедать)?» Независимо от ответа, вопрос будет повторяться снова и снова. Почему это происходит?
Слова «мы пойдем в кино позже/завтра/на следующей неделе» человеку с синдромом Дауна ни о чем не говорят. Точно так же, как понятие «пяти минут» или «пяти лет» может быть слишком абстрактным и бессмысленным. Концепция «позже», «завтра» или «на следующей неделе» также не будет для них информативной.
Трудности с ощущением времени порождают путаницу и в том, что связано с уже прошедшими событиями. То, что произошло много лет назад, можно охарактеризовать словом «до». Но если спросить, как давно это случилось, в ответ часто можно услышать: «Я не знаю». Или такое расплывчатое выражение, как «когда я был моложе», «когда я был подростком», «несколько дней назад».
Недоразумения, связанные со временем, также могут возникнуть, если человек с синдромом Дауна склонен использовать настоящее время, говоря о прошлом или будущем.
☝Некоторые практические рекомендации, как это можно преодолеть:
- Календарь. Лучше всего прибегнуть к сильным сторонам людей с синдромом Дауна в области зрительного восприятия и использовать визуальные подсказки, например календарь, чтобы помочь понять, когда произойдет то или иное событие (или произошло).
Рекомендуется приобрести большой настенный или настольный календарь, в котором дни недели написаны буквами, а дни месяца —цифрами.
Календарь также может помочь «увидеть» ход дней, недель, месяцев. С его помощью можно практиковать понятия «до и после», «сегодня, вчера, позавчера, послезавтра», «через три дня», «четыре дня назад», «в следующем году».
- Заведите с ребенком блокнот, в который можно записывать различную информацию о мероприятиях, встречах, днях рождения и т. д.
- Начинайте с детства не просто заучивать с ребенком дни недели и месяцы, а еще и считать, какой день недели будет послезавтра, или какой день будет через пять дней, или сколько осталось месяцев до Рождества и т. д.
👉В предыдущем посте мы рассказывали, как трудности с абстрактным мышлением влияют на ориентацию в пространстве.
👉В следующий раз расскажем о том, на что обратить внимание, говоря с человеком с синдромом Дауна о деньгах.
#синдромдауна #синдромдаунанеприговор #советыродителям
#особоедетство #воспитание