Но сначала надень на нее световозвращающий жилет - для безопасности.
Мне всегда нравилась железная дорога. Стук колес, запах поезда и меняющиеся виды за окном с детства казались мне чем-то загадочным и притягательным. Но мой опыт складывался только из поездок на пассажирском ЖД транспорте. Я никогда не видела обратной стороны, не видела депо и работы машиниста. Поэтому, когда главный редактор отправил меня посмотреть, как водителей пассажирских автобусов пересадили на мотовоз, я, не раздумывая согласилась.
Вот только приехав к зданию Кировской дистанции пути к назначенному времени, я никого не нашла...
Даже мотовоза, который, как потом выяснилось, был прямо передо мной. Мне очень повезло, что наш водитель помог мне найти нужное здание и не бросил меня на произвол судьбы. Я бы, конечно, нашла его и сама, но намного позже. К тому же, погода не располагала для прогулок по улице и лишние пять минут снаружи могли превратить молодого корреспондента «Первоисточника» в мокрую тряпочку. Но в нужное помещение я все-таки попала, продемонстрировав пунктуальность.
Началось мероприятие с небольшой лекции от сотрудника ГИБДД о нарушениях на переездах с сопутствующей статистикой. Стало жутко. Потом участникам показали подборку роликов с ДТП на железнодорожных переездах. Стало ещё более жутко. Но я, как пешеход, лишний раз напомнила себе, что лучше чуть-чуть подождать на светофоре, чем кататься на «скорой». Дорогие водители, соблюдайте ПДД, если не хотите однажды стать частью безликой статистики ДТП.
Кроме сводки об авариях нам немного рассказали о нелегком труде дежурных по переездам. Оказывается, шлагбаумы закрываются не вручную, а автоматически, когда состав подходит на определенное расстояние к пересечению с автомагистралью. В конце концов, речь идёт о вашей жизни. Так что лучше правда остановиться и угрожать дежурному ружьём не стоит. И это не выдумка автора, а реальный случай из жизни дежурного по переезду на Кировском отделении Горьсковской железной дороги.
После завершения лекционной части акции нам раздали пакетики с сувенирами (спойлер: самый интересный сувенир ждал меня впереди) и пригласили пройти к мотовозу, ведь отправление, как и всегда на железной дороге, строго по времени. Вы же помните, погода в среду днем была не самая подходящая для прогулок по улице. Моросящий дождь, серое небо и низкая температура воздуха. До мотовоза было идти недолго, но этот переход был очень напряженным. Из-за воды подход к путям слегка размыло. В общем, я старалась не упасть в грязь лицом, дабы не превратиться из мокрой тряпочки ещё и в грязную. Но мы благополучно дошли до нашей «кареты», не потеряв никого по пути и не испачкавшись.
Если честно, то я до этого момента была без малейшего понятия о том, что такое мотовоз. Да, я тоже сначала подумала, что он возит мотоциклы, но оказалось, что это что-то вроде служебного транспорта для железнодорожников-путейцев и вспомогательного оборудования. На фоне других локомотивов выглядит немного игрушечно, но весит целых 30 тонн.
Забираться туда не очень удобно – лестница вертикальная, но с помощью отзывчивых сотрудников железной дороги, я туда забралась. Внутри оказалось как-то очень знакомо. Как будто попадаешь в строительный вагончик. Сиденья, чайники и кружки. Уютно. А потом мы тронулись и мне было не до разглядывания окружающей обстановки.
Мы проехали локомотивное депо, посмотрели на составы, которые поднимают вагоны после аварий. Ничего такого, вроде это все можно увидеть и с путепровода в Чистые Пруды, но когда видишь технику ближе, то понимаешь, насколько велико число трудящихся на железной дороге.
Множество подразделений с разными задачами, но одной целью – обеспечить безопасность и комфорт при передвижении по ЖД путям. По дороге мы также видели и сотрудников, которые работают на самих путях (иногда на участках прямо в лесу). В общем, размах системы ощущаешь только когда посмотришь на неё изнутри. Эти люди – герои, которые заслуживают большего признания со стороны людей.
Проезд на таком транспорте не очень отличается от обычной электрички. Комфортно и с ветерком (в плане скорости, ведь ехать вне кабины, наверняка, запрещено) – железка же.
Потом мне предложили сесть вперёд рядом с машинистом. Нечасто удается посмотреть на пути не из боковых окошек, а через переднее стекло. Удивляешься стойкости машинистов, ведь помимо понятной сложности управления, на них влияют ещё и внешние факторы в виде громких звуков шипящего воздуха и неосторожных пешеходов. К этому привыкают, но тем не менее. Наибольшее впечатление на меня произвели бесстрашные пешеходы, у которых, вероятно, не одна жизнь в запасе.
Проезжая по знакомым, таким как путепровод на улице Воровского, местам, обращаешь внимание на большое количество людей, которые очень небезопасно переходят ЖД пути. Почему столько людей переходят именно там понятно (обходя так можно сократить время прохода до ул. Пугачёва), но почему многие даже не останавливаются, видя приближающийся поезд?!
Когда идёшь пешком, то думаешь, что успеешь. Когда едешь на поезде, то первое, что думается при виде местных «рэмбо» - число метров тормозного пути. Локомотив, пусть и маленький, не велосипед, и остановить его за секунду не получится. В общем, ходите через ЖД пути аккуратно и не подставляйте своей безответственностью себя и машинистов.
В тему про тормозной путь: нам продемонстрировали экстренное торможение поезда. Оно не такое уж и экстренное и движение после начала торможения продолжалось по ощущениям ещё секунд десять, после чего завершилось резким толчком, как бывает в автобусах. И при весе мотовоза в 30 тонн и скорости 65 км/ч. Представляете, как долго тормозит большой пассажирский состав?
В итоге мы доехали до станции «Матанцы», где сделали техническую остановку чтобы начать движение обратно к вокзалу. Сделали совместное фото на память. Кстати, все сотрудники, с которыми мне удалось пересечься были очень приятными и отзывчивыми. Когда мы уже подъезжали к вокзалу, я сняла с себя неоновый жилет, который был на мне с самого начала поездки (о моей безопасности позаботились в первую очередь), чтобы отдать его обратно, но мне сказали: можно оставить себе. Теперь у меня дома есть частичка железной дороги в виде неоновой-светоотражающей жилетки с надписью «ЖДП».
Спасибо Кировской дистанции путей за познавательное мероприятие! Будем надеяться, что водители автобусов правда начнут осторожнее пересекать ЖД переезды, а статистика нарушений пойдет вниз.
Полина Вылегжанина