Из цикла «Детям войны посвящается»
О таких, как Аркадий Каманин, говорят, что у них вместо рук крылья. Он мог бы стать выдающимся летчиком, космонавтом, но его жизнь оборвалась на самом взлете. О том, как воевал юный пилот и как ушел из жизни, расскажу сегодня.
Он родился 2 ноября 1928 года. На тот момент родители были на Дальнем Востоке, где тогда служил отец.
Но в 1934 году семья переезжает в Москву, так как Николай Петрович Каманин, Герой Советского Союза, известный военачальник, стал слушателем Военно-воздушной академии имени Жуковского.
Аркашу давно привлекала отцовская служба и все, что хоть немного было связано с авиацией. Самолеты и летное дело увлекали настолько, что даже во время летних каникул он бегал не на речку, а на подмосковный аэродром. Здесь он постигал тонкости профессии авиамеханика. Это помогло ему накануне войны устроиться на московский авиазавод механиком. Нельзя сказать, что он был ограниченной личностью. Не только авиация интересовала подростка. Он любил спорт, много читал, играл на баяне и аккордеоне.
В 1941-1942 годах Аркадий находился в Ташкенте, куда перед Великой Отечественной войной перевели отца. Вскоре в город эвакуировали авиационный завод. Сразу после школьных занятий, семиклассник бежал в мастерские, куда с фронта доставляли на ремонт самолеты.
В мае 1942 года Николай Каманин получил разрешение уйти на фронт. Он строго наказал сыну учиться, а в авиамастерские ходить только на пару часов в учебное время и чуть больше в летнее. Но в январе 1943 года парень пишет отцу, что учебу бросил, доучиться после войны.
К тому моменту на Калининском фронте Каманин-старший формировал авиационный корпус. Жена и сын поставили ультиматум: если не возьмет к себе воевать, они найдут способ уйти бить врага. Глава семейства сдался.
Мария Михайловна работала в штабе корпуса делопроизводителем, а Аркадий был зачислен в эскадрилью связи штаба 5-го Гвардейского штурмового авиакорпуса механиком по спецоборудованию.
Но это продлилось недолго. Вскоре он пересел на двухместный самолет связи У-2. Постепенно стал приобретать практические навыки пилотирования. В июле 1943 года состоялся его первый самостоятельный полет. Ему было 14 лет, когда его зачисли в состав 423-й Отдельной эскадрильи на должность летчика. Он был единственным, кого в таком юном возрасте приняли в военную авиацию.
На своем биплане он мог проводить в небе до 6 часов, летая между штабами воздушной армии и фронта, на передовую командного пункта авиакорпуса. На его самолете красовалась стрела, напоминающая молнию. Сослуживцы ласкового называли юного летчика «Летунок».
В один из полетов в У-2 угодила шальная пуля. Осколки кабины пилота сильно ранили летчика. Кровь заливала лицо, и он не мог управлять машиной. Тогда решает передать управление Аркадию, который благополучно посадил самолет.
Как-то возвращаясь с задания, увидел на земле сбитый Ил-2. Предположил, что летчик может быть ранен и ему нужна помощь. Под вражеским минометным огнем сел рядом с подбитым штурмовиком. Вытащил из него потерявшего сознание летчика и затащил в свой самолет, прихватив фототехнику и отснятые фотоматериалы. За спасение лейтенанта Бердникова 15-летнего Аркадия Каманина наградили орденом Красной Звезды.
В биографии бесстрашного «Летунка» был случай, когда он помог танкистам. В Т-34 снарядом повредило гусеницу. Приземлившись, паренек узнал, какая нужна помощь. Затем слетал за нужными болтами и сбросил их с воздуха.
В 1944-ом во время нападения бандеровцев на штаб фронта, под обстрелом взлетел и забросал нападавших ручными гранатами, после чего вызвал подкрепление. За этот смелый поступок Аркадий получил свой второй орден Красной Звезды.
К середине весны 1945 года на счету юного летчика было свыше 650 вылетов. Помимо орденов Красной Звезды, он был награжден орденом Красного Знамени, медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». 24 июня 1945 года прошел по Красной площади среди участников Парада Победы.
Казалось бы, все самое страшное позади. За полтора года прошел программу 8-10 классов и экстерном сдал экзамены. Поступил на подготовительное отделение Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского.
Однако его жизнь оборвалась 12 апреля 1947 года. В тот день вернулся с лекций, пожаловался на головную боль. Прилег отдохнуть и больше не встал. По заключению медиков причина смерти — менингит. Ему было всего 18 лет…
Не забудьте подписаться на канал и поделиться мнением. Помните — это нужно нашим детям. Более подробную информацию о цикле рассказов для детей найдете на самом канале.