Однажды Света серьезно прокололась.
Еще в юности, на втором курсе. Света бездумно листала страницы Интернета, как внезапно на весь экран вылетели слова: «Фотоконкурс! Приз – путевка на Бали!». Правила просты: заполнить анкету, прикрепить фотографии и ждать чуда. Света внимательно внесла все данные о себе: ФИО, контакты, ссылки на социальные сети. Прикрепила фотографии: лицо крупным планом, с выпускного и фото в купальнике – и выслала аккуратный файл по указанному электронному адресу.
А на следующий день начался кошмар. На телефон пришло смс:
«Вышли на этот номер 50 000 рублей, иначе мы разместим твои фотографии на сайтах знакомств и разошлём ссылки друзьям».
Света бросилась открывать вчерашний сайт, но там лишь висело сообщение: «Страница не найдена». Шантажист продолжал высылать угрожающие СМС. Света была растеряна, ей было страшно и стыдно от того, что она так просто дала себя обмануть, но отвечать злоумышленнику не стала.
«Ты сделала выбор!»
- пришло последнее сообщение. С того вечера Свете посыпались звонки и сообщения от незнакомцев с требованием встреч, а в социальных сетях друзья скидывали ссылки на все новые и новые сайты знакомств, где была размещена анкета Светы. Затем узнали в институте - снежный ком общественного резонанса катился с сумасшедшей скоростью: от смешков до сплетен и угроз отчисления. В профиле девушки появились анонимные сообщения:
«Да ясно же, сама анкету разместила! И не стыдно!».
Света была доведена до отчаяния, но к счастью, после того как история дошла до деканата и были привлечены родители, все закончилось. Виновных так и не нашли.
Света стала жертвой кибербуллинга – травли в Сети, когда волна агрессии от большого потока людей направляется на одного человека или компанию.
Пережив травму, Света сделала своей миссией помощь другим людям, оказавшимся в подобной ситуации.
Сегодня, 11.11 – в день борьбы с кибербуллингом, Света поделилась с нами популярными схемами обмана в Сети и правилами защиты от них.
Взлом личных профилей. Злоумышленники крадут личные данные и могут использовать их в целях травли вас или ваших близких.
Используйте надежные пароли. Надёжными считаются пароли, которые состоят из 8 и более символов, букв разного регистра, цифр и спецзнаков. Света рекомендует придумывать длинные парольные фразы, которые можете знать только вы.
Храните пароли под паролем. Света использует много разных паролей: от простых для сайтов, где почти нет ее личных данных, до очень сложных, для сайтов вроде «Госуслуг». Света хранит все пароли в специальной программе – «менеджере паролей».
Используйте двухфакторную аутентификацию. «Аутентификация» простыми словами – это подтверждение того, что вы — это вы, а не кто-то другой, кто пытается прикинуться вами. При двухфакторной аутентификации система использует два не связанных между собой способа аутентификации. Первый обычный (стандартная пара «логин-пароль»), а второй — для дополнительной безопасности – это может быть Face ID, отпечаток пальца, СМС, отправка ссылки на электронную почту или вход по QR – коду.
Второй распространенный вид мошенничества – «фишинг». Обычно преступники сначала цепляют человека за живое: запугивают потерей денег или завлекают супервыгодой, затем выманивают личные данные или реквизиты счёта. Именно так Света попала в лапы мошенников: она стала жертвой кибербуллинга, отправив личную информацию мошенникам
Вводите пароль, платежную или другую важную информацию, только если уверены, что находитесь на официальном сайте нужного сервиса.
Третий популярный способ обмана – это звонки на телефоны с целью выманивания денег или личных данных. Это может быть звонок из «полиции», «ФСБ», «службы безопасности банка» и другие. Суть всегда одна – вас обманывают, пытаясь выведать конфиденциальные данные (например, номер банковской карты или счета).
Если вы столкнулись с таким видом обмана, не разговаривайте с мошенниками, кладите трубку – лучше самому позвонить первым в банк по номеру с официального сайта.
Подробнее об инициативах по борьбе с кибербуллинга вы можете прочитать здесь.