Введение
С первого полета в 1930 году в СССР еще экспериментального вертолета ЦАГИ 1-ЭА конструкции А.М. Черемухина началась эра винтокрылых «стрекоз» в авиации. Уже после Второй Мировой Войны благодаря успешному применению вертолетов армией США как транспортного и вспомогательного средства в ходе корейской войны 1950-1953гг. они стали полноправной часть авиационной семьи. В ходе войны за независимость Алжира 1954-1962гг. они впервые в мире применялись уже французской армией для огневых ударов по наземным целям. Во время Вьетнамской войны 1955-1975гг в бой пошел уже первый в мире специализированный ударный вертолет Bell AH-1 Cobra (подробнее о нем у меня тут) армии США.
Под его влиянием такие вертолеты стали создавать и в других странах, включая СССР. Подробнее о русском ответе на него - вертолете Ми-24 у меня здесь.
Но очень скоро ясно, что предельная скорость вертолетов любых аэродинамических схем в текущей их реализации ограничена 300 км/ч. В первую очередь из-за срыва потока на лопастях. Подробнее об этом я написал тут. Там же я написал о скоростных вертолетах соосной схемы(подробнее о вертолетных схемах у меня тут), как способе решений этой проблемы. Но есть еще два варианта создания скоростных винтокрылых машин. Причем о них знали и начали поднимать их в воздух даже раньше, чем первый скоростной вертолет соосной схемы S-69, взлетевший в 1972 году (подробнее о нем у меня тут).
Это конвертопланы (пример такого конвертоплана Bell V-280 «Valor» у меня тут) и винтокрылы.
Их иногда смешивают между собой, хотя есть и различия. При этом современные винтокрылы по сути близки скоростным соосным вертолетом. Последние могут рассматриваться как промежуточное звено между винтокрылами и традиционными вертолетами. Также как конвертопланы переходное звено между вертолетами и винтокрылами, и чистыми самолетами. Мы стали первопроходцами винтокрылов еще в первой половине XX века. В 1940 году мы начали летные испытания экспериментального винтокрыла ЦАГИ-11ЭА конструкции И. П. Братухина.
Уже в мирные послевоенные годы ОКБ Камова в 1959 году создало тяжелый транспортный винтокрыл Ка-22, в расчете на его серийное производство.
Он не пошел в серию, проиграв одновинтовому тяжелому вертолету Ми-6. Впоследствии в 60гг. XX века камовцы создали проекты тяжёлого транспортного винтокрыла Ка-34 и десантно-транспортного Ка-35Д.
Вес перевозимого груза должен был у них достигать по расчетам 20 тонн, а крейсерская скорость 500км/ч.
А следом в 70гг. прорабатывался проект ударного винтокрыла В-100, велись такие работы и в других ОКБ СССР.
Но они не были воплощены «в металле». Их сочли слишком сложными и рискованными для реализации. Впрочем, и их западные конкуренты были не слишком удачливы. Транспортный винтокрыл Fairey Rotodyne, созданный в Великобритании, был в итоге снят с производства и эксплуатации.
Ударный винтокрыл Lockheed AH-56 Cheyenne так и не поступил на вооружении армии США.
Вместо него в армию поступил AH-64 Apache - традиционный одновинтовой вертолет. Но сейчас увеличение роли вертолетов стало ясно всем, как и необходимость повысить их скорость для повышения их эффективности во время боевых действий. Сочетание маневра и огня всегда было успехом в бою. Кто читал «Науку побеждать» А.В. Суворова об этом знает («Быстрота и натиск» - фраза А. Суворова именно об этом). В настоящее время в США испытывает разведывательно-ударный скоростной вертолет соосной схемы SB-1 Defiant (о нем подробнее у меня тут).
Это обостряет нужды России в создании аналогичных аппаратов. Тем более, что SB-1 Defiant будет иметь и беспилотный вариант в рамках концепции БАСВ (боевые автономные средства вооружения) - о ней у меня подробнее тут.
Одно из предприятий российского ВПК, уже создавшая прототип будущего многоцелевого боевого БПЛА, выполненного как скоростной вертолет соосной схемы(о таких вертолетах подробнее у меня тут), о котором я уже дважды рассказывал тут и тут, недавно получила ряд патентов на свою еще более передовую разработку – скоростного многоцелевого боевого дрона-винтокрыла.
К этому побудило невозможность скоростных соосных вертолетов к полетам на скоростях выше 400км/ч. Винтокрыл же позволяет достичь с тем же двигателем ВК-650ВК (о нем у меня подробнее тут) максимальной скорости в 550 км/ч при большей дальности полета и меньшей стоимости летного час. Во второй части статьи(она здесь) будет рассказ и о нем, и о характерных особенностях винтокрылов в целом.