Найти в Дзене
Сталин_сочинения

Внешняя политика Сталина в 30-ые годы

Сталин был государственником и имперцем, однако положение генерального секретаря коммунистической партии обязывало его говорить об интернационализме и социалистическом братстве. В 30-ые годы Сталин ставил задачу минимум - это возвратить утраченные территории Российской Империи: Западная Украина, Западная Белоруссия, Бессарабия (Молдова), Прибалтийские республики, Северо-восточная Турция (Карс и Ардаган), и поставить под контроль Финляндию и Польшу. Забегая вперёд, скажем, что все эти задачи кроме Турции были решены. В Финляндии сложилась особая ситуация, когда она одновременно зависела и от Запада, и от Востока. Можно сказать, что частично Финляндия была под контролем СССР, хотя оставалась при этом капиталистической. Но всё это будет гораздо позже. В 30-ые годы нужно было тщательно маскировать реальные внешнеполитические интересы СССР. Пролетарское движение в капиталистических странах было потенциальным союзником СССР, и хотя Сталин верил во всë это гораздо меньше, чем в 20-ые годы, те

Сталин был государственником и имперцем, однако положение генерального секретаря коммунистической партии обязывало его говорить об интернационализме и социалистическом братстве.

В 30-ые годы Сталин ставил задачу минимум - это возвратить утраченные территории Российской Империи: Западная Украина, Западная Белоруссия, Бессарабия (Молдова), Прибалтийские республики, Северо-восточная Турция (Карс и Ардаган), и поставить под контроль Финляндию и Польшу.

Забегая вперёд, скажем, что все эти задачи кроме Турции были решены. В Финляндии сложилась особая ситуация, когда она одновременно зависела и от Запада, и от Востока. Можно сказать, что частично Финляндия была под контролем СССР, хотя оставалась при этом капиталистической.

Но всё это будет гораздо позже. В 30-ые годы нужно было тщательно маскировать реальные внешнеполитические интересы СССР. Пролетарское движение в капиталистических странах было потенциальным союзником СССР, и хотя Сталин верил во всë это гораздо меньше, чем в 20-ые годы, тем не менее левая интеллигенция и лидеры левых партий и профсоюзов были хорошей агентурой для советской разведки.

В тех странах, где социалистические партии добивались хороших результатов на выборах, они оказывали давление на правительство своей страны, чтобы те прекращали жёсткую политику в отношении СССР.

В общем можно сказать, что несмотря на то, что Сталин уже абсолютно не верил в пролетарскую революцию в кап странах, тем не менее левые активисты этих стран приносили СССР определённую пользу. Поэтому Коминтерн и остальные международные структуры партии продолжали свою работу.

На самом же деле внешняя политика СССР тогда преследовала одну тактическую, и одну стратегическую цель. Тактическая - это отвести угрозу от СССР, и столкнуть лбами кап страны. А стратегическая - это вернуть российские земли, и навязать про-советские режимы в европейских странах с помощью Красной Армии.

Как это не удивительно, но это была идея врага Сталина Тухачевского. Именно он ещё в 20-ые годы говорил, что не надо ждать, пока внутренние силы в кап странах проснутся и поднимут революционное восстание. Надо отправить туда Красную Армию, чтобы она помогла местным коммунистам организовать революцию.

Так вот в 30-ые годы Сталин уже отбросил революционные иллюзии о пролетарском восстании на Западе, он прекрасно понимал, что без Красной Армии никаких дружественных режимов в Европе установить не удастся.

Естественно поход Красной Армии в Европу был бы тем легче, чем больше Европа сама себя изнасиловала бы в результате междоусобных войн кап стран.

И фактически до мая-июня 1940 года политика Сталина была абсолютно успешной. Все его предсказания и прогнозы сбывались.

Но вот в июне 1940 года произошла осечка. Англо-французский капитал решил договориться с Гитлером. Боевые действия на континенте были прекращены, 300-тысячная армия британцев была отпущена домой. Естественно не было никакой героической операции в Дюнкерке, спасения британской армии - всë это полная чушь. Гитлер просто разрешил им уйти.

Итак Гитлер получил свободу рук на континенте, Британия спасла свою армию и захватила многие французские и итальянские колонии в Африке и на Ближнем Востоке. Это был настоящий договорняк. Такого поворота событий Сталин конечно не ожидал.

Советская внешняя политика была уверенна, что война на континенте между кап странами будет длиться 3-4 года, как в первую мировую, и полностью обескровит всех участников.

Однако англо-французы пошли на сговор с Гитлером, чтобы натравить его на СССР. Сталин естественно учитывал такую опасность, поэтому советская военная промышленность наращивала обороты. СССР готовился к войне в любой день, в любую минуту.

Многие историки задаются вопросом, а можно ли было сделать как-то по-другому, например в июне 1940 года, когда стало понятно, что англо-французы пошли на сговор с Гитлером, ударить сокрушительной волной по гитлеровской Германии. У немцев тогда большинство войск было на Западе, и Советский Союз мог получить стратегическое преимущество, если бы ударил первым.

Так то оно так, но как бы выглядел Советский Союз в мире, где его итак ненавидели, если бы осуществил неспровоцированное нападение на Германию.

Удалось бы СССР позже добиться ленд-лиза и Западной помощи в такой ситуации? Удалось бы добиться второго фронта, который и без того максимально оттягивали.

Конечно Западные страны начали реально помогать СССР только когда почувствовали, нутром почуяли, что Сталин победит, и тогда захотели примазаться к нашей Великой Победе под руководством товарища Сталина.

Но даже в этой ситуации одно дело помогать жертве агрессии, а другое - самому агрессору.

Поэтому в июне 1940 года Сталин был вынужден сдерживать себя, было очень важно, чтоб в будущей неизбежной войне Советский Союз был неспровоцированной жертвой агрессии.

Подытоживая по поводу внешней политики СССР в 30-ые годы - всё было сделано правильно, но план на бумаге, это одно, а реальное развитие событий - совсем другое.

Сталин недооценил желание западных стран пойти на сговор с Гитлером даже путём военного позора и оккупации собственной территории. Он бы сам никогда так не поступил, он бы бился до конца.

Но не каждому дано быть Сталиным, товарищи! С коммунистическим приветом, и спасибо за внимание!