Валентина Кузнецова наконец решила развестись с мужем - причина была простой - быт заел, а от семейной жизни ни радости, ни пользы. Муж, Олег, хоть и обиделся, но не сопротивлялся - дети выросли, выпорхнули из гнезда Кузнецовых, общих интересов в семье никаких не осталось, все разговоры - пустое перебрехивание по мелочам. А так, может оно и правда, лучше будет всем - подумал он.
В общем, подошли они к этому вопросу на редкость цивилизованно. Даже, по привычке, помогали друг-другу чем могли. Двадцать пять лет почти семье Кузнецовых - чуть-чуть до серебряной свадьбы не дотянули.
Тут, как раз у Валентины дед Фёдор помер, мамкин отец. Надо было заняться похоронами и наследством (хотя, что там за наследство…) потому как мама давно умерла, а других родственников и не было. Вот она и попросила почти бывшего супруга по старой памяти.
- Помоги, отвези на недельку до деревни, там деда похороним, да все его стариковское хозяйство по соседям пораскидаем, да документы дедовы оформим. Ценного ничего у деда не было.
Ну, а Олег - он что, не человек что ль? Взял отгулы на работе, завел жигуль да поехали они в дедову деревню.
Первый день суета, конечно - хоть в деревушке и осталось пять бабок, но даже так - похороны дело тяжелое. Да и любила Валя деда, он ей после смерти матери помог на ноги встать. Пока Олег ездил по инстанциям, договаривался с мужиками в соседнем селе, Валя готовила поминки и плакала, бабки деревенские полным коллективом, все пять человек, сидели да подвывали, силясь изобразить ей помощь.
А когда с дедом простились, встал вопрос, который видимо больше всего бабок беспокоил:
- А что ж вы теперь голубки, делать с хозяйством дедовым станете? Что с огородом, куда сконинку осиротевшую денете? - спрашивали сердобольные бабули. А из угла на Валю смотрела в четыре глаза дедова скотинка - пес Варяг, да кошка Муська.
Валя растерялась.
- Ну, так может, вы их заберете? Нам в город куда уж с животными. Да и разводимся мы, не до них нам. Огород тоже забирайте, урожай, что будет - себе оставите. - Валентина думала, что порадует удачной сделкой бабулек. Но увы.
- Нет, соколики. У нас уж сил нет и свое хозяйство тянуть, а тут ещё одно будет. Да и сколько нам самим жить осталось - какая на нас надежа?
Растерялись Валентина с Олегом и впрямь - какая? Валя позвонила детям, попросила помочь пристроить животных в приют какой. Дети обещали помочь.
Но, пока остались в дедовой избе, разбираться. Пока разбирались, перебирали вещи, Валя детство свое вспоминала, Олегу рассказывала. А тому, как оказалось интересно это было очень.
Варяг и Муська, весь день от избы не отходили, сидели сиротками в углу, прижавшись друг к другу. Принюхивались к новым людям, тосковали об ушедшем хозяине.
А на следующий день Валя, с еще пока мужем, пошли в дедов огород. Раньше Вале он не интересен был, дед сам управлялся, помощи не просил. Хозяйственный дед Фёдор был - все в огороде по порядку, все чистенько - все грядочки посажены - зимы ждал. Не дождался. Морковка, огурчики - загляденье! Только вот кому теперь это все надо? А за Кузнецовыми по пятам следовали Варяг и Муська, показывали дедово хозяйство, забегали вперед, в глаза заглядывали - нравится?
Валя заметила сорняки и на автомате стала с ними расправляться, Олег в это время заметил дрова неколотые. Непорядок. Взял топорик, да и давай рубить.
Сорвали капустку, свеколки молодой - Валя наварила вкусного свекольника, Олег сгонял в магазин за сметанкой, печеньем и чаем. Пообедали, да и на речку пошли. Варяг и Муська и тут за ними увязались.
Валя пыталась их отогнать, но бесполезно.
- Тоскуют по деду, не трогай их, пусть ходят с нами. - Вздохнул Олег и погладил крутившуюся рядом Муську. Варяг было зарычал, испугавшись за подругу, но Муська боднула его лбом в загривок - не скандаль.
Так провели Валентина с Олегом неделю. Огород, разбор дома, речка, лес, хозяйство, да Муська с Варягом всегда рядом. Животные уже привыкли к ним, ластились, встречали и провожали. Уже давно Вале не было так хорошо и спокойно, как в эту неделю.
В последний день, разбирали дедову антресоль и Муська, как бы случайно, столкнула здоровенный альбом прямо под ноги Кузнецовым. Альбом с грохотом упал об пол, раскрылся и из него хлынула волна старых фотографий.
А там так они все - Валя, Олег, дети маленькие, мама, дед Федор - все живые, молодые, счастливые. Еще на старый дедов Зенит снято всё было - дед и сам снимал, и Олегу отдавал аппарат в пользование. И теперь вот смотрели и вспоминали - то как на речку за щукой с детьми ездили и деда чуть не утопили, то как дедуля однажды мелочи рыбьей полную лодку приволок и весь отпуск они вялили тараньку. Какие пироги с ревенем мама пекла и как дети бежали по первому её зову - за пирогами с молоком.
В эту ночь Валя с Олегом уснули вместе. А с краю примостилась, мурча Муська. Чуть дальше у двери бдил за общим спокойствием верный Варяг.
Но, утром пора было в город. Дети договорились с приютом и животных уже собирали в переноски. Те не сопротивлялись, только из глаз Варяга текли непрекращающимся ручьем слезы, почти как человеческие.
- Ну что делать, - успокаивала их Валя, - мы даже не умеем ухаживать за вами, у нас и животных-то не было никогда. Город. Да и куда мы вас там - у нас работа, квартирки маленькие… - Муська боднула Валю головой - мол, успокойся, мы все понимаем.
*****
- Хорошо то как было, правда, Валь! - по дороге вдруг высказался Олег. - А ведь так много нас связывает и так много впереди может быть таких же дней. Может, ну его - развод? И дедов дом - зачем продавать? Денег получишь копейку, а такой чудесный дом потеряешь.
Валя молчала, глядя на убегающую вдаль, родную деревеньку. Внутри неё всё тоскливо ныло.
******
В следующие выходные семья Ивановых вернулась в дедов дом праздновать серебряную свадьбу. В полном составе, с Муськой и Варягом.