Найти тему
Колесо истории

Диоген: эпатажные выходки, ссоры с Платоном и жизнь в рабстве

Оглавление

Будущий философ родился в Синопе, в 412 году до н.э. Вместе с отцом Гикесием промышлял фальшивомонетчеством. Расплата за сие безобразие была жестка — отца посадили, а самого Диогена изгнали из родного города. Направился он сперва в Дельфы, и прибыв, спросил у оракула, что ему сделать, чтобы прославиться. Тот ответил, что: "переоценку ценностей".

Жизнь в Афинах

Вскоре после этого он достиг Афин, где стал учеником Антисфена, основателя учения кинизма. Здесь Диоген осознал, что жить следует в глубокой умеренности во всех потребностях. Домом ему служил пифос — глиняный сосуд.

Бюст Антисфена https://creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.en
Бюст Антисфена https://creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.en

И отличился философ многими эксцентричными поступками и изречениями. Так, однажды, ходил днем по городу с фонарем, а когда его спросили, зачем он это делает, ответил: "ищу человека". Намекая таким образом на пороки, а более из них высокомерие афинян. И еще, как-то раз стоял на площади и говорил о мудрости, но никто его не слушал; тогда заверещал по-птичьи, и устыдил собравшийся густой толпой народ в том, что для серьезных вещей они не пошевелятся, а на всякие глупости сбегаются.

А когда ему запретили плевать в роскошном доме одного богача, то он плюнул в лицо хозяину, сказав при этом, что хуже места не видел. А еще был случай: Диоген слушал какого-то человека, рассуждающего о атмосферных явлениях, и спросил: "а давно ты с небес спустился?" В случае же, если кто-то пытался доказать, что движения не существует, то вставал и принимался ходить. И называл он венки "прыщами славы".

Его упрекали за то, что за преступление сограждане осудили на изгнание. "А я их — оставаться дома", — возражал философ. Когда его случайно задели бревном, и незадачливый растяпа запоздало предупредил: "берегись!", то Диоген ударил этого человека своей палкой, тоже воскликнув: "берегись!"

Бюст Диогена https://creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.ru
Бюст Диогена https://creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.ru

Когда аскет завтракал оливками, неравнодушные люди дали ему пирог. Он его отбросил, со словами: "чужеземец, прочь с дороги царской!".

Диоген и Платон

Платон, наверно, досадовал, что на Диогена не действуют никакие аргументы — тот неизменно оспаривал их, и успешно. Самого "бочкажителя" он назвал "обезумевшим Сократом". Впрочем, афиняне подумали, что таким образом аскет из Синопа был приравнен к "мудрейшему из эллин", и... еще больше зауважали его.

Диоген имел к своему оппоненту отношение тоже нелестное: он говорил, что Платон отличается не "красноречием, а пусторечием".

Как-то раз Платон принимал многочисленных друзей в своем доме. И вот, "обезумевший Сократ"... принялся топтать ковер, приговаривая: "попираю Платонову спесь". "Своей же спесью попираешь, Диоген",— парировал хозяин.

Однажды наш аскет... стоял, скинув одежду, под дождем. Собрались люди и жалели "беднягу". Проходивший мимо Платон заметил: "лучшее, что вы можете для него сделать, это отойти в сторону".

Бюст Платона
Бюст Платона

Когда в платоновской школе вывели утверждение, называющее человека "животным о двух ногах, лишенным перьев", то Диоген... ощипал петуха, после чего принес его "определителям" и посмеялся : "вот он, платоновский человек!" В результате была добавлена фраза: "и большими ногтями".

В другой раз Платон рассуждал о идеях стола и чаши (теория идей — одна из "китов" его философии). "А я вот, Платон, стол и чашу вижу, а "стольности" и "чашности" не замечаю", — произнес киник. "Оно и ясно — для того, чтобы видеть стол и чашу, у тебя есть зрение, а для того, чтобы видеть "стольность" и "чашность", нужен ум, которого нет у тебя" — сердился идеалист.

Также был забавный случай, связанный с "работой" Платона у тирана Сиракуз Дионисия.

Платон, взглянув на моющего себе овощи Диогена, сказал ему шепотом: "если бы ты тоже имел ум, то не пришлось бы тебе мыть овощи". На что тот ответил, тоже шепотом: "а если бы ты умел мыть овощи, то не пришлось бы тебе служить Дионисию".

Диоген и Александр

В битве при Херонее (338г. до н.э.) афино-фиванское войско было наголову разбито македонянами. Диоген угодил в плен. Филипп II, хорошо осведомленный о "подвигах" чудака, позвал к себе аскета. Среди прочего, он в беседе поинтересовался у философа, чем же мудрец занимается. "Слежу за твоей ненасытностью", — отвечал Диоген. Ошеломленный македонец отпустил его восвояси.

Бюст Филиппа Македонского
Бюст Филиппа Македонского

Когда Александр находился в Коринфе, на общегреческом конгрессе, к ниму наведывались многие выдающиеся люди Эллады, политики и философы. Среди них однако нашего чудака не оказалось.

Тогда царь сам пришел к мыслителю, который в это время грелся, лежа на песке. А далее ход этой сцены известен: в ответ на фразу Македонского "проси что хочешь", наш герой изрек: "не заслоняй мне солнца".

Будущий повелитель Азии (не сдаваться же с первого раза) снова подошел к философу и на сей раз представился: "я — великий царь Александр". — "А я — собака Диоген". —Почему собака? — "Потому что если дают кусок мясо, то тому виляю, а если нет — облаиваю. А человека злого кусаю". Состоялся между ними еще вот такой диалог...

В Коринфе

Когда Диоген путешествовал на корабле, на него напали пираты и захватили в плен, после чего продали в рабство на Крит. Здесь, на вопрос глашатаего невольничего рынка, что он умеет, философ ответил: "властвовать над людьми". И кивнул на некоего коринфянина Ксениада, сказав; вот, предложи меня этому человеку, ему нужен хозяин". Тот купил. Так стал "обезумевший Сократ" рабом...

Правда, особо не горевал. Новый владелец сделал его наставником (двух ) своих сыновей, и относился, не как к какому-то невольнику, что неудивительно. А потому "раб" фактически был свободен, кроме обязанности учить отроков уму-разуму.

И жил он здесь, в Крании (пригород Коринфа) до самой своей смерти. Прожил Диоген Синопский 89 лет, (его не стало в 323 году до н.э.) оставив после себя множество учеников-последователей и легенд.