Пользу для отечества сделать охота есть, но средства и обстоятельства не позволяют...
Погожим сентябрьским днем 1899 года крестьяне деревень Воскресенской волости Пензенской губернии наблюдали необычайное явление: человек летел по воздуху на... велосипеде. Это был Никита Митрейкин, крестьянин-кустарь, изобретатель «воздухоплавательного велосипеда».
Родился он в 1855 году в бедной семье крепостного крестьянина. Да и сам до 1861 года считался крепостным. Всю свою сознательную жизнь он отдал изобретательству. В Москве в Центральном Военно-историческом Архиве СССР хранятся документы, из которых мы узнаем о судьбе замечательного «воздухоплавательного велосипеда» Никиты Митрейкина.
2 сентября 1899 года Митрейкин подал прошение в штаб Московского военного округа с просьбой о рассмотрении модели изобретенного им воздушного велосипеда.
«Мною изобретена, — писал он, — деревянная модель воздухоплавательного велосипеда. Так как я очень много потрудился за изобретением и убедился, что она большую пользу может принести для военного действия. Во-первых, с поля битвы раненых можно увозить скоро, не тряся и не качая. Это, по-моему, главное, а затем мало ли чего можно придумать полезностей к ее услугам, поняв ее значение».
Сохранилось описание модели воздушного велосипеда, построенного Митрейкиным.
«Так как я чертежу и рисованию не учен,— писал Митрейкин, — мне было очень трудно выдумать и сделать из дерева, в особенности моим ложечным инструментом, поэтому много вышло аляповато. Господа ученые люди из металла могут сделать несравненно изящнее, правильнее и чище, но практику и силу действия изменить не могут никто, потому я много практиковался, в натуральную величину велосипеда колесо было сделано одно, величиной в 1 аршин, вместо кулаков и шестерни были набиты и согнуты гвозди, винтовые крылья были сделаны из палок и покрыты полотном по 21/2 арш. длины 11/2 арш. ширины; практикуясь на ней, при ее тяжести, катясь на ней, она отделяла от земли, т. е. подымала с трудом и не больше как на четверть аршина. Тогда уже вперед она не подавалась; начиная посильней работать ногами, она подымается выше, нагинаюсь корпусом, т. е. грудью вперед, и она подается вперед, из этого я понял, что работая ногами, она поднимается вверх, наклоняясь корпусом вперед, и она летит вперед, хоть высоко не подымался, и много не летал, но в практике убедился и был восхищен, что она может подымать на воздух, летать вперед...»
Митрейкин пробовал своим ложечным примитивным инструментом усовершенствовать свою модель.
Он говорил:
«Если соединить 3 воздухоплавательных велосипеда рядом так, чтобы среднего велосипеда винтовые крылья были выше боковых, тогда при работе сгущенный воздух из-под винтовых крыльев среднего велосипеда со страшной силой будет идти под крылья боковых велосипедов, тогда можно поднять и летать по воздуху пятерым смело».
Конечно, Никите Митрейкину пришлось много поработать, но что мог сделать он один!
«Я хотел было сделать 3 велосипеда, но время для этого нужно много, и из дерева делать очень трудно. К этому же оно не выдерживает, ломается. А также, бог знает, обратят ли внимание на труды, человек я небогатый, имею 7 человек семейство, а кусок хлеба зарабатываю один — дети малы, жена больная, тетка убогая и старуха 70 лет. Пользу для... отечества сделать охота есть, но средства и обстоятельства не позволяют».
Как и следовало ожидать, изобретение Н. Митрейкина не произвело впечатления на царских военачальников. Они нашли, что оно (изобретение) не представляет ничего серьезного.
В журнале электротехнического комитета (28 октября 1899 г.) сделана запись: «Так как изобретатель, как видно из его прошения, не требует никакого вознаграждения за свое изобретение, а жертвует его Военному Министерству, то Воздухоплавательный отдел полагал бы передать модель кустаря Митрейкина в музей учебного воздухоплавательного парка. Мнение комитета: Электротехнический комитет согласился с мнением начальника Воздухоплавательного отдела».
Земля родная: лит.-худож. альманах, 1961г.
Сама идея подняться в воздух только за счет подъемной силы крыльев и скорости разгона жила в головах и умах людей разных континентов, несмотря на кажущуюся бесперспективность. Чудо свершилось в 1921 году, когда конструктор Габриэль Пулен все-таки смог поднять аппарат в воздух, прикрепив к велосипеду, который весил 17 кг, два больших крыла. Он смог разогнать свое устройство до 40 км/ч, после чего мускулолет поднялся в воздух и сумел преодолеть расстояние в 12,3 метра.
А уже в 1935 году в Германии специалистами известной компании Юнкерс (Junkers) был спроектирован прообраз всех современных мускулолетов самолетного типа, который получил обозначение Mufli. Он оснащался тянущим винтом, на который крутящий момент передавался от велосипедных педалей. Однако поскольку в момент разгона аппарата мышечные усилия пилота передавались не колесам, а винту, поднять в воздух такой аппарат не удавалось. В итоге Mufli в воздух «выстреливали», используя для этого катапульту из резиновых канатов. Всего этот мускулолет поднимался в небо боле 100 раз. В 1935 году ему удалось преодолеть по воздуху 235 метров, а в 1937 году его рекорд был доведен до 712 метров.
Вторая половина XX века стала временем настоящего мускулолетного бума: стали появляться одна за другой дорогостоящие модели, которые обновляли рекорды скорости, дальности и продолжительности полета. В настоящее время многие фонды любителей аэронавтики уже опустошены, непобитым остается лишь рекорд, по которому за час необходимо преодолеть дистанцию в 90 км. Приз за это достижение носит имя инженера Пола Маккриди.
Рекорд же дальности полета на мускулолете был установлен в 1988 году на аппарате под названием Daedalus-88. Он был спроектирован выпускниками и студентами Массачусетского технологического института, а сам рекорд принадлежит греку Канеллосу Канеллопулосу. Он совершил перелет протяженностью 115 километров 110 метров, пролетев по маршруту Дедала — с острова Крит на материк. Полет занял у него 3 часа 54 минуты 59 секунд. Годом ранее американец Глен Треммл на аппарате Light Eagle смог совершить полет по замкнутому кругу длиной 58 километров 660 метров.
В настоящее время мускулолеты большей частью бьются уже не за рекорды, а просто соревнуются между собой. Каждый год на всех материках, за исключением лишь Антарктиды, проходят разнообразные открытые национальные чемпионаты, в которых участвуют десятки летательных аппаратов. Мероприятия эти являются очень зрелищными и обычно привлекают большую аудиторию.