Среди восточных племен
по прибытии в деревню устраивались танцы, в которых пленники должны были играть заметную роль. Их часто помещали в центр кружка танцоров, иногда заставляли также петь и танцевать, а некоторых обычно подвергали отвратительным пыткам и, наконец, сжигали на костре. Зарегистрировано немало случае каннибализма в связи с этими танцами после возвращения с войны, в особенности среди племен Техаса и Луизианы.
Племена Ирокезов и Алгонкинов
В племенах ирокезов и алгонкинов пленных заставляли бежать между двумя шеренгами людей, вооруженных дубинками, томагавками и другим оружием, и щадили, по крайней мере на время, тех, кто достиг дома вождя, определенного поста или какой-либо другой цели. А предложение еды добежавшему обычно было равносильно распространению на него защиты хозяина.
Из опыта испанца Хуана Ортиса, взятого в плен вождем Утикой в 1528 году, следует, что пленников иногда держали в своего рода рабстве, но обычно им сохраняли жизнь. Пленников удерживали с целью получения выкупа или усыновляли в племя. Некоторые племена сиу в конце концов позволили своим пленникам вернуться домой или примкнуть к племени — такие пленники не подвергались пыткам.
Женщины и дети
Пленение женщин среди индейцев имело особое значение, так как нередко приводило к образованию нового рода из их потомков. Таково, без сомнения, происхождение индейцев племени зуни и мексиканских кланов навахо — кланы росли путем систематического захвата и покупки девушек, предпринятых с целью снабжения племени хорошими изготовителями корзин. Среди индейцев равнин пленников, особенно детей, иногда брали специально для того, чтобы обучить их выполнению определенных церемониальных обязанностей. Помимо количества белых людей, увезенных индейцами и впоследствии выкупленных, из всех дошедших до нас сообщений очевидно, что многие из англичан, фрнцузов и испанцев были приняты в племя их похитителей либо потому, что были похищены в молодом возрасте, либо потому, что почувствовали вкус новой жизни и уже не желали возвращаться.
Некоторые из них даже достигли высоких должностей, как в случае с Куана Паркером, являвшимся сыном пленной американки и ставшего впоследствии вождем команчей. В течение этого времени объединенные племена команчей, кайова и кайова-апачей продолжали удерживать не менее 50 усыновленных белых пленников, и вполне вероятно, что треть всего населения имела прослеживаемый процент их крови. То же самое, вероятно, почти в равной степени относится и к апачам Аризоны.
От Орегона до юга Аляски
к пленникам относились по-разному из-за существования класса рабов. Поскольку рабы были самым ценным имуществом, которым мог владеть человек, жизни тех, кто был захвачен на войне, всегда щадили, если только такие пленники не причиняли победоносному племени какой-либо большой вред, который побуждал к немедленной мести. После этого пленники в любой момент могли быть убиты своими хозяевами. Но такая участь редко постигала их, если только они не становились слишком старыми для того, чтобы работать, если только их хозяева не ввязывались в имущественные споры или если жители города, из которого были взяты пленники, не совершали грабежей.
Тлинкиты
В племенах тлинкитов рабов убивали во время поминальных пиров, а тела бросали в ямы, вырытые для столбов нового дома. Рабыни, особенно если было известно, что они благородного происхождения, иногда выходили замуж за своих похитителей и становились свободными. Говорят, что четыре известных клана хайда и один клан цимшиан произошли от браков такого рода, а членов одного из видных кланов хайда даже называли «рабами», хотя невозможно сказать, произошли ли они от рабов или этот термин применяется иронично. Сомнительно, чтобы рабы-мужчины когда-либо поднимались до высокого положения из-за преобладавшей здесь жесткой кастовой системы.