Прагматикам можно обойти этот оригинальный фильм стороной, абсолютно ничего не будет потеряно. А тем, в ком еще бьется романтичная жилка, живет мечта и ощущение полета, рекомендую к просмотру.
По сюжету, главный герой – молодой ученый Сергей Вишняков - работает в организации, регистрирующей и дорабатывающей разные открытия и изобретения, а именно, в отделе безумных идей имени Кулибина. На протяжении всего фильма он пытается найти единственную, самую красивую и неповторимую девушку. Сергей то видит ее образ в голубом платье из окна своего дома и с надеждой смотрит вслед, то, как сумасшедший, прыгает за ней с третьего этажа на работе, то мчится за ней без оглядки в толпе людей, но она постоянно ускользает. В это же время он встречает милую, добрую девушку Лену из фотоателье, которая внешне абсолютно похожа на фею в голубом из его грез (их даже играет одна актриса – Ирина Алферова). Но Сергей не замечает сходства и продолжает бежать за видением. Со временем он понимает, что это всего лишь идеальный образ в его голове, фантазия, что та, которую он ищет, существует сама по себе, независимо от его желаний. Постепенно герой взрослеет, перестает гнаться за несбыточным, но не бросает мечтать: он находит идеал в девушке Лене, случайно встреченной (или не случайно), благодаря милому Купидону.
Ирина Алферова была очень убедительна в образе девушки-мечты. Почему-то сразу вспомнилась песня Максима Леонидова:
Она прошла, как каравелла по зеленым волнам,
Прохладным ливнем после жаркого дня.
Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она,
Чтоб посмотреть, не оглянулся ли я.
Ей также отлично удалось создать образ девушки-фотографа, обыкновенной, простой, скромной, не всегда уверенной в себе, но очень доброй и отзывчивой. К концу фильма, благодаря любви, она преображается, становится настоящей королевой, ничем уже не уступая прекрасной незнакомке.
В главном герое поражает соединение внешней скромности, неуклюжести и одновременно внутренней огромной силы для поиска мечты. Александр Абдулов отлично сыграл трогательного мечтателя. Даже непривычно было видеть его в таком амплуа.
Не только главные герои фильма – настоящие романтики, но и почти все второстепенные персонажи. К ним относится коллега Сергея - Давидюк, придумавший машину для общения и воспроизведения человеческой речи специально для одиноких (в этом эпизоде предсказали создание Алисы). Это и химик Никандров – изобретатель облегчителя. В лице этого персонажа, по-моему, создатели фильма выразили мечту человека о полете. Это и Марья Георгиевна, которая всю жизнь ждала своего любимого человека. Это и экскаваторщик дядя Вася, так проникшийся необычной историей любви Марьи Георгиевны и Ивана Евгеньевича, что ради этого отложивший свою работу. Это и посетители бара «Братья по разуму», хранившие в своих душах образ идеального и несбыточного. И даже строгий начальник главного героя Иван Евгеньевич в финале оказывается настоящим романтиком, который догнал свою мечту – изобрел вечный двигатель, благодаря вере в него любимой женщины. Даже бывшая девушка Сергея, Ольга, казалось бы, совершенно приземленный человек, в финале фильма фотографируется с женихом с лирическим выражением лица.
Фильм вышел 18 декабря 1982 года, в канун праздника, когда людям хочется верить в волшебство. Не зря полное название картины – «Предчувствие любви: сказка для взрослых». Незабываемую атмосферу фильма передала плеяда талантливых актеров: Александр Абдулов и Ирина Алферова в главных ролях; Лидия Смирнова, Михаил Глузский, Владимир Басов, Татьяна Кравченко, Игорь Ясулович, Семен Фарада, Наталья Крачковская и др. – во второстепенных.
В фильме нет ярких спецэффектов, и сюжет довольно сложно пересказать, так как он построен больше на эмоциях и ощущениях. Лейтмотивом, конечно, стала тема любви и ее предчувствия. Но режиссер фильма Тофик Шахвердиев и сценарист Валерий Зеленский смогли в небольшой часовой картине затронуть также темы одиночества, чувства долга, веры в чудо, единения людей. Например, в финале фильма, когда Сергей и Лена во время ливня зашли в ресторан, встретивший их мужчина дружелюбно сказал: «Весь город уже здесь, а вас нет (…) Здесь все наши. В конце концов, в одной стране живем». Необыкновенное чувство единения людей видно и в эпизоде помощи героя соседу с ремонтом машины, девушке-дворнику – с починкой метлы, в сцене общения в баре «Братья по разуму». На протяжении всего фильма играет красивая музыка без слов. Для некоторых мелодий слова не нужны, так как они поются сердцем.
Я бы сделала эпиграфом к этому фильму строчки из мюзикла «Ромео и Джульетта»:
Предчувствие любви,
Ты соткано из снов,
Невнятных смутных слов,
Несказанных стихов,
Где в золотой пыли
Играют свет и тень.
Предчувствие любви,
Что где-то рядом день
Нашей встречи.
Во время просмотра в голове звучала эта мелодия и, конечно, песня Максима Леонидова «Девочка-виденье». Также вспомнились строки А.Блока:
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Времена меняются, но некоторые чувства и идеи остаются с человеком, что бы ни происходило в мире. Предчувствие любви и сама любовь в определенные моменты жизни настигают любого. И эти чувства находят свое отражение в чудесных книгах, песнях, картинах и, конечно, фильмах.