Потребительские настроения ухудшились после объявления частичной мобилизации в России. Об этом свидетельствуют данные исследования Центробанка, которое проводилось в октябре 2022 года.
Индекс потребительских настроений (ИПН) в минувшем месяце упал на 5,1 пункта, до 92,7 пункта. Падение произошло за счет входящего в ИПН индекса ожиданий. Респонденты стали хуже оценивать перспективы личного материального положения на год вперед, перспективы изменения экономических условий в стране на год и на пять лет вперед.
По сравнению с сентябрем сильнее всего ухудшились оценки перспектив экономики страны на год вперед. Их значения вернулись к уровню января 2022 года.
Ожидаемая инфляция на предстоящие 12 месяцев оценивается населением в 12,8%, тогда как профессиональные аналитики, опрошенные ЦБ, дают оценку на 2023 год на уровне 6%.
На фоне роста неопределенности россияне начали активнее создавать финансовую подушку, отмечают в ЦБ. Доля респондентов, предпочитающих откладывать деньги, а не тратить их на покупку дорогостоящих товаров, увеличилась до 53,8% (+3,2 п.п. к сентябрю). Это максимальное значение с марта 2021 года. Выросла доля тех, кто хранит сбережения в наличных. В октябре таких было 37,9% – на 3,4 п.п. больше, чем в сентябре.
Россияне перешли на сберегательную модель потребления после событий конца февраля 2022 года. Помимо формирования накоплений, это изменение структуры повседневного потребления в пользу более доступной продукции. Для трех из четырех потребителей низкие цены теперь – главный критерий выбора магазина. Дискаунтеры обходят супермаркеты в росте продаж. Торговые сети фиксируют всплеск популярности скидок, промоакций, растущий спрос на продукцию собственных марок.
Но если в сегменте продовольственных товаров покупатели перешли в режим экономии, то от покупки многих непродовольственных товаров просто отказались. СберИндекс (оценивает объем расходов потребителей на товары и услуги) отмечает, что россияне по сравнению с прошлым годом сократили траты на домашних животных, цветы, подарки, гаджеты, одежду и лекарства, стали реже пользоваться такси. В Тверской области индекс потребительской активности в 2022 году крайне редко показывает уровень «разнообразное потребление» (теперь такое бывает только перед праздниками) и все чаще приближается к значениям «ограниченного набора» покупок.
Потребительский спрос только начал восстанавливаться в III квартале этого года вслед за доходами населения и смягчением денежно-кредитных условий, отмечается в бюллетене ЦБ, однако события конца сентября 2022 года – частичная мобилизация, рост неопределенности – будут сдерживать восстановление потребления в начале IV квартала. Домохозяйства снова переключаются в режим экономии повседневного потребления при частичном отказе от необязательных трат (развлечения, такси и другие).
Как частичная мобилизация в дальнейшем повлияет на потребительский спрос, рынок труда, зарплаты и доходы населения, еще предстоит оценить, отмечают в ЦБ, но один прогноз на ближайшие месяцы уже есть, и он не позитивный. Сокращение численности рабочей силы на фоне низкой безработицы (к примеру, в Тверской области в сентябре 2022-го ее уровень снизился на 8% к 2021-му) может стать проблемой для многих компаний, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса. В таких условиях частичная мобилизация создает новые вызовы для производственных процессов и поддержания объемов выпуска и негативно сказывается на потребительской и предпринимательской уверенности.
Мобилизация облегчила потребительскую корзину
2 минуты
10 ноября 2022