/Республика Адыгея/
Пока все мои рассказы про Адыгею начинались с поселка Каменномостский. Вот и этот не исключение. В поселке сходятся два хребта Азиш-Тау и Уна-Коз, эти хребтами и образуется Хаджохская теснина, большая часть которой расположена в поселке. Вырвавшись из теснины, река Белая течет дальше, автомобильная дорога вьется вдоль нее, а хребты тянутся вдоль реки по обеим сторонам. Сегодня пойдем налево, на хребет Уна-Коз.
Точнее, поедем по региональной трассе А-159 между двух хребтов к Всехсвятской часовне, установленной на месте расстрела казаков в 1920 году. Казаки Майкопского отдела Кубанского казачьего войска, прежде восставшие против Советской власти, отказались рассказывать о пещерных ходах в Свято-Михайловский монастырь (там находились их соратники), после чего и были расстреляны вместе со священнослужителями.
Сразу за этой небольшой часовней находится нижняя станция канатной дороги, поднимающейся на гору Великан, к высоте 870 метров.
Пять минут страха и я на хребте Уна-Коз. Формально, Уна-Коз является частью хребта Скалистый и на картах называется урочищем, но местные избегают официальной географической версии.
Наверху всё устроено для туристов, привыкших к комфортным путешествиям. Тут и кафе, и прокат каких-то транспортных средств, и вот это «Я ♥ Адыгею», и лестница к пещере и смотровым площадкам.
В пещере Счастье толпится народ, а всё ограждение в маленьких ленточках привязанных к нему, вероятно, на счастье. На смотровой площадке, куда тоже подход вполне комфортный, людей значительно меньше, а зря! Вот откуда, действительно, открывается вид на всю Адыгею.
Внизу течет Белая. Дорога, что левее уходит на Гузерипль, мы по ней приехали. Дорога, расположенная правее, ведет на Лагонаки. Но самое главное – горы. Видно и Азишский хребет, где мы были вчера и далекий заснеженный Оштен. Слева снега Главного Кавказского хребта сливаются с небом и надо приглядеться, чтобы разглядеть его, но перед ним хребет Дудугуш виден хорошо. Одну из картинок в галерее выше я немного разрисовала названиями. За достоверность не ручаюсь, но я старалась разобраться, что увидела.
Дальше дорога лежала вдоль края хребта. Оттуда открывается прекрасный вид, точнее много прекрасных видов.
Наверху хребет Уна-Коз тоже плато, как и Азиш-Тау. И здесь тоже есть сады, только уже не грушевые, а яблоневые. Они чуть в стороне от тропы. Идти легко, как в обычном лесу, без набора и спуска.
Наша цель – скала Колокольня, так называют её местные, для туристов есть другое название. Уже на подходе к скале понимаешь, что шел не зря. Отсюда видно еще больше, а Главный Кавказский хребет, пусть и тает вдали, сливаясь с облаками, но он есть и его много.
Ну что ж... В который раз писать, как я каталась на подъемнике и микроавтобусе не буду, а лучше расскажу про Артура.
Немного истории. Мы встретились с Артуром на трассе по дороге на турбазу. Он вез туристов на своей маршрутке, а я везла только себя. Я приметила его машину по логотипу базы, а он мою... не знаю почему. На всякий случай я решила ехать за Артуром, но навигатор, вдруг, предложил другой маршрут. Наши дороги с Артуром разошлись и я приехала на базу минут на 5-10 раньше. На базе... наши глаза встретились и мы сразу узнали друг друга, а Артур еще узнал, что я ехала из самой Москвы одна. Мне показалось, что он отнесся ко мне с уважением, как к товарищу, и принял меня в свое водительское братство (и немного сестринство).
Во второй же половине этого дня мои подруги по несчастью пытались развлечь себя экстремальными развлечениями в парке экстремальных развлечений Мишоко, расположенном над ущельем, где протекает одноименная река. Выходило у них, на мой взгляд, достаточно экстремально, но совсем не развлекательно, а даже как-то сонливо.
В ожидании окончания развлечений я болтала с Артуром. Заговорили про мои любимые Крымские горы и тут он выдает:
– Откуда горы в Крыму? Ай-Петри что ли? Я был в Крыму, гор не видел.
– А я в Адыгее гор не видела! – обиженно отвечаю я.
Не ожидала такого коварства от почти друга!.. Артур, впрочем, тут же встал на путь примирения и рассказал, что ущелье, у которого мы стоим, называется ущельем Слёз.
Черкесы, до того как начали воевать с русским царизмом, воевали друг с другом, а потом и друг с другом, и с царизмом... Понятие плена у них отсутствовало, в принципе, и если дело шло к поражению, то воины вместе с конём уходили с обрыва. Потому ущелье и назвали ущельем Слёз.
Ещё Артур пытался выявить у меня желание (видимо, исконно туристическое, в его понимании) подойти к краю и заглянуть вниз. Но довольно легко поверил в неимение у меня такового, и даже поддержал мою идею о том, что во времена отсутствия инстаграма и в целях ведения хозяйственной деятельности у людей не было нужды выглядывать вниз с обрыва. По крайней мере он, Артур, ни разу не выглядывал, хотя и родился здесь. А все потому, что между смелостью и глупостью щель узкая – шириной с ущелье, но глубокая – с пропасть, в которую мы с Артуром не стали заглядывать.
Парк Мишоко – самый северная окраина хребта Уна-Коз, но с одной стороны от основного горного массива его отрезает река Мишоко, а река Белая служит границей между парком и хребтом Азиш-Тау. В общем, из парка видно оба хребта. Еще я посмотрела на омелу. Вы знали, что это милое зеленое растение под которым надо целоваться на Новый Год, чтобы было все хорошо, а все плохо не было, так вот оно, на самом деле, паразит?! Отвратительное зрелище. Омела в галерее ниже, в самом ее конце.
Вверх по течению реки есть еще и водопады, но их я не увидела. После экстремальных развлечений наш гид окончательно впал в тихую истерику и я предпочла, отпросившись у него, пойти пешком на базу, благо недалеко. Кстати, с тех пор путешествую только с очень проверенными тур операторами и всем советую.
Тем не менее, это был замечательный день, теплый (+20 °С) день. А начинался он с прекрасной розы. Утренней розы. Запомните ее, она обязательно появится еще, в следующих публикациях про Адыгею.
9.11.2021, посёлок Каменномостский – гора Великан – скала Колокольня – парк Мишоко, 8 км (ногами), высоты: 400 м – 870 м – 1000 м – 530 м
Вся подборка материалов об Адыгее → здесь