Найти тему
Первые впечатления

Queen в представлении Мика Рока

Какие впечатления от работы с Queen сохранились у известного британского фотографа Мика Рока? Что он думал о музыкантах группы? Об этом, а также многом другом мы расскажем в продолжении книги «Classic Queen» Мика Рока (далее следует авторский перевод отрывка из данного издания). Первую часть вы можете найти по ссылке. . Приятного прочтения.

Мик Рок
Мик Рок

«Не припомню, чтобы Queen когда-либо зацикливались на неудачах. Они всегда довольно быстро адаптировались ко всему психологически. Они действительно хотели добиться успеха, и ничто не могло их сломить. Они говорили только о позитивных вещах и никакие проблемы не сбивали их с толку» (Мик Рок).

«На самом деле удивительно, что у нас было столько уверенности даже в те дни, когда ничего не происходило. Мы всегда хорошо проводили время…Хотите верьте, хотите нет, но мы никогда не спешили становиться звездами. Мы бы предпочли, чтобы это заняло гораздо больше времени. Всегда нужно контролировать ситуацию. Все должно происходить правильно, иначе мы напрасно потратим свое и чужое время. Мы знаем, что мы хороши и мы знаем, чего хотим, поэтому совершенно бесполезно пытаться отговаривать нас» (Фредди Меркьюри, 1974).

«В первый раз я увидел выступление группы 18 ноября 1973 года, когда они отыграли свой переломный концерт в Имперском колледже в Лондоне. Кроме того, это был первый раз, когда я увидел их через объектив своей камеры. Я не припомню, чтобы до этого их так бурно приветствовали. Конечно, они вызывали некоторый ажиотаж, людям было интересно. Но это был первый раз, когда большая часть зрителей пришла исключительно ради Queen, и все эти люди были очарованы драматургией группы, которая была явна предназначена для чего-то большего.

С Фредди Меркьюри
С Фредди Меркьюри

До этого Queen отыграли всего несколько концертов. Брайан и Роджер выступали со своей группой Smile, включая их благотворительное шоу в Альберт-холле. Имперский колледж не мог предоставить большую площадку для концертов, где была очень маленькая сцена. Я вспомнил, что снимал там Чака Берри и его "утиную походку" пару месяцев назад. Значение шоу в Имперском колледже для Queen заключалось в том, что оно проходило в Лондоне, да еще и с большим аншлагом. <…> Фредди работал с аудиторией, как на стадионе. Уже тогда в нем чувствовалась огромная сила, некое неповторимое качество, которое приближало его к признанным мастерам сцены.

Я был действительно впечатлен тем, как они звучали на такой маленькой сцене. Все тогда было незначительным и крошечным. На снимках, которые я тогда сделал, вы можете видеть, что на сцене было очень мало места для передвижений, однако это не помешало Фредди совершать свои эффектные драматические действия. Для группы, которая едва продала свою пластинку, они были удивительно ловкими и изобретательными, в попытке преодолеть все ограничения.

Для Фредди Имперский колледж также стал отличной школой, где он мог опробовать то, что ему хотелось показать на сцене, то, что со временем стало проецироваться гораздо шире. А каков был масштаб представления! Очевидно, Queen были рождены, чтобы выступать на огромной сцене. Несколько месяцев спустя этот успех был закреплен выпуском второго альбома "Queen II", где присутствовал их неоспоримый хит "Seven Seas of Rhye". Они прошли путь от потрепанного фургона до места в первой десятке британского чарта…Наконец-то мы увидели прибытие Queen.

-3
-4

Сейчас, глядя на эти первые фотографии Queen, я не мог не отметить для себя одно примечательное обстоятельство. На них прекрасно видно, что Фредди использует стандартную стойку для микрофона, а не ту, к которой мы так все привыкли. Эти фотографии ранее почти никто не видел, поэтому я совсем забыл об этом. Пресса (или то, что тогда ею называлось) едва ли обратила на них внимание. Когда же мы провели с ними обычную фотосессию, пару недель спустя после концерта в Имперском колледже, Фредди принес с собой уже ту самую укороченную стойку для микрофона, которая позже стала его визитной карточкой. Поэтому я всегда считал, что она была у него с самого начала. Позже я узнал, что нижняя часть стойки отвалилась прямо во время выступления первой группы Фредди, и он этим так умело воспользовался.

«Queen просто боготворили Хендрикса. Они постоянно говорили о нем, а также о Led Zeppelin и Дэвиде Боуи. Кроме того, Фредди очень нравилось творчество Джони Митчелл, особенно её альбом "Court and Spark"» (Мик Рок).

На той первой сессии мы перепробовали множество образов. Результатом одного из подходов стала серия фотографий, основанных на идее "королевской власти", где Фредди, в частности, держит огромный скипетр. Впоследствии я узнал, что Брайан ненавидит любые изображения, на которых представлены какие-либо атрибуты королевской семьи, и остальные участники согласились на это только из-за Фредди. Тогда я сказал Брайану: «Давай просто сделаем это, раз Фредди так этого хочется. Вы ничего не потеряете, потому что мы проведем еще другие фотосессии. Если ты действительно их ненавидишь, необязательно давать им зеленый свет!» Так что он согласился с этим. Конечно, они ему очень не понравились, поэтому в тот момент они так и не были опубликованы. Спустя годы они стали восприниматься как "очаровательные снимки периода китча", и я встречал многих давних поклонников Queen, которые их очень любят. Зачастую время может изменить само восприятие фотографии (но, как я подозреваю, это не относится к Брайану).

Конечно, снимки "топлес" выглядят не менее китчевыми, но эта идея была одобрена группой. Этот стиль соответствовал образу андрогинности, которого в те годы придерживалась Queen. Те фотографии сразу же привлекли внимание рок-прессы, но далеко не все отзывы были положительными. Не скажу, что это сильно волновало Фредди. Группа была такой милой и хорошенькой, как группа школьниц, что, естественно, не осталось без внимания. Фредди верил в результат съемки, но вот другие участники группы вряд ли были так же убеждены. Но именно поэтому они пришли ко мне. Они хотели получить что-то в стиле "гламурного" образа full tilt, который я научился создавать.

Они знали, что для визуального прорыва нужно что-то действительное сильное и так получилось, что первое серьезное внимание, которого Queen удостоились в британской рок-прессе, было связано с этими "обнаженными фотографиями". На самом деле на Queen были брюки, но на снимках все выглядит так, будто они действительно обнажены. В этих фотографиях, на мой взгляд, было что-то сверхъестественное. За них они получили несколько больных уколов от "New Musical Express", которые разозлили их. Тем не менее журнал опубликовал одну из фотографий, и это было самое главное.

От этой фотосессии они хотели получить некий сенсационный образ, о котором стали бы говорить люди. Критика при этом не имела значения; самое главное – чтобы о вас говорили. То же самое было и с Боуи. Сначала они комментировали его внешность, а потом вдруг оказалось, что он исполняет музыку. Дэвид придумал план этой игры. Они знали, что нужно преподнести себя визуально, чтобы люди обратили на это внимание. Они стали писать свою историю.

-6

«Было много разногласий и дискуссий, но это было частью процесса. Я никогда не видел каких-то злобных группировок и не испытывал никаких плохих чувств. Они искренне любили друг друга. Они были группой и хотели преподнести это предельно ясно» (Мик Рок).

«Концепцией Queen была царственность и величественность. Гламур был частью нас, и мы хотели выглядеть шикарно…Мы действительно этим увлекались: наряжались, валяли дурака и так далее. Даже в те дни мы знали, что справимся» (Фредди Меркьюри, 1974).

Мне с самого начала показалось, что политически Фредди мог стать моим лучшим союзником, и на это имелось несколько причин. Во-первых, я понял, что если эта группа и называлась Queen, то только потому, что Фредди, а не трое других, хотел, чтобы она так называлась. Я помню, как Фредди хихикал по этому поводу. Они говорили, что речь шла о том, чтобы быть похожими на образы королевы Елизаветы или Виктории. «Великолепно, - сказал я, - но вам с таким же успехом можно было бы назваться "Королем"» (King). Но Фредди считал иначе: «Нет, это абсолютно невозможно. Это не может быть "King": у него нет такой ауры, как у Queen». Остальные во многом доверяли интуиции Фредди. Я довольно быстро осознал, что Фредди может быть моим лучшим союзником. Работая с другими группами, я понял, что нужно с самого начала выяснить, кто из них является доминирующей личностью, и в Queen в то время это был мистер Меркьюри.

У нас с Фредди было много общих интересов. У нас было полное взаимопонимание. Мне всегда нравились очень необычные, экстраординарные личности, и он, безусловно, любил выходить за рамки дозволенного, но он также был милым парнем, и я довольно часто получал приглашения хорошо провести время у него дома. Иногда Мэри сидела с нами, иногда она была в другой комнате. Я думаю, они были милой парой. Временами в их маленькой квартирке он был похож на королеву-мать. Если я приходил к нему днем, он встречал меня в халате и тапочках. Он очень любил чай, и я до сих пор вспоминаю наши милые чаепития.

-7

Фредди любил посплетничать. Он был заинтригован, что я хорошо знал Лу и Дэвида, и мы не раз касались этого в наших беседах. Он мог часами говорить о стольких вещах. Он много рассказывал о своей маме, о которой, очевидно, очень заботился. В то же время я не помню, чтобы он много говорил о своем отце. Мне кажется, что его мать хорошо относилась к его яркой внешности; ей не казалось это странным или возмутительным, как могли бы сказать другие родители в тот период.

<…> В день фотосессии Фредди мог довольно легко убедить остальных сделать то, что он хотел. Выглядеть так, словно на вас нет одежды, было моей идеей, но Фредди убедил остальных сделать это. Об этом стоит остановиться подробнее. Безусловно, Фредди очень хорошо понимал людей: если бы он строго и беспрекословно заставил их это сделать, они бы сразу же отказались, но он просто сказал им о своем желании следовать определенному курсу, и они согласились.

В Брайне всегда чувствовалось что-то невинное, и это, кажется, сохранилось в нем годы спустя. У меня никогда не возникало ощущения, что он испытывает интерес к "модному" или "альтернативному" образу жизни. Он, казалось, просто хотел писать и играть музыку. Он был – и, похоже, остается – очень эклектичным и умным человеком, доктором астрономии, ярким коллекционером многих интересных предметов, в том числе стереоскопических фотографий. Кроме того, как сказал мне издатель, который в настоящее время работает с ним, он является давним архивариусом Queen. В его гитарном силе сочетаются экспериментальность и дикость, некий академический уклон.

Безусловно, Брайан – неотъемлемая часть Queen. Но в музыкальном плане я всегда думаю о группе в целом. Если говорить о структуре Queen, я замечаю здесь некоторые параллели с The Beatles, хотя первые больше тяготели к концертным выступлениям, нежели вторые. Queen, как и The Beatles, очень любили музыкальные гармонии. Джон Леннон взял некоторое покровительство над младшими Полом и Джорджем, и то же самое можно сказать и о Фредди, который был на пару лет старше остальных. Брайан, если хотите, был Полом Маккартни в те дни. Несмотря на то что Пол был немного моложе Джона, без него бы не было The Beatles. Так было и с Брайаном в Queen, влиянием его уникального гитарного звука. Конечно, он с самого начала был очень сильным автором песен, но не таким плодовитым, как Фредди.

Queen представляла из себя сочетание четырех уникальных элементов. Одним из них были отличные песни. Второй элемент – это голос Фредди (между прочим, мистер Меркьюри считал, что зубы придают его голосу дополнительный резонанс), третий – гитара Брайана Мэя, четвертый – их великолепные гармонии».

Продолжение следует…